Воскресенско-Болдинский монастырь

Материал из справочника «Храмы Астраханской епархии»
Перейти к: навигация, поиск
Воскресенско-Болдинский монастырь

Воскресенско-Болдинский мужской монастырь город Астрахань, Ленинский район, Астраханская область.

Сведения о храме

Основание Воскресенско-Болдинского мужского монастыря относится к 1706 году. В этом году 4 августа митрополит Сампсон обратился к царю Петру I с прошением о даче ему новых земельных угодий вместо прежних, заселённых стрельцами. «Есть в домовых моих водах меж рек Большой и Малой Болды от Волги остров с проездною проточкою порожний, никому не отдан и лежит впусте». 7 августа того же года воеводской канцелярии определено было отдать этот остров митрополиту Сампсону. По описаниям начала XIX века, остров этот окружался к северу и востоку рекой Болдой, с юга – рекой Кутум, а с запада – Волгой. По множеству проточек и ильменей центральная его часть была непригодна к заселению, южная часть (вдоль реки Кутум) в начале XVIII столетия стала заселяться астраханскими жителями и солдатами Казанского полка, а северная была передана под новоустроенный Воскресенско-Болдинский монастырь. Монастырь по своему расположению долгое время назывался «Воскресенским, что на Болдинском острову» или на «Облондинском» (раньше речка Болда называлась Облонда).

Официальной же датой основания Воскресенско-Болдинского монастыря считается 1708 году, когда на Болдинском острове, на самой стрелке рек Волги и Большой Болды, митрополитом была построена деревянная церковь в честь Явления Воскресшего Спасителя апостолам или Уверения апостола Фомы, отчего монастырь и стал называться Воскресенским.

Рядом с Воскресенским храмом была построена ещё одна деревянная церковь в честь Киево-Печерской иконы Божией Матери, в монастыре были устроены келии для братии, а вокруг него была возведена деревянная ограда.

В 1737 году при астраханском епископе Иларионе в Воскресенско-Болдинской пустыни вместо деревянной была возведена новая каменная Воскресенская церковь. В 1762 году у монастыря появились сенокосные угодья (дар епископа Мефодия), монахами возле монастыря началось разведение виноградников.

Остров, на котором находилась Воскресенская пустынь, со временем стал соединяться с «материковой» частью города (вскоре здесь появится Воскресенская слобода, впоследствии переименованная в Селение). В то же время берег, где стояла пустынь, постоянно подмывало водой, и он постепенно разрушался. Возник вопрос о переносе обители на другое место. 3 сентября 1771 года епископ Мефодий объявил о перенесении монастыря от «волн подмытия» на другое место, в так называемую старую крепость.[1]

На новом месте сначала, видимо, была возведена деревянная церковь, а в 1776 г. каменная церковь во имя Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. При ней были выстроены архиерейские келии и колокольня. Рядом с собором была построена вторая каменная церковь во имя Симеона Столпника. Монастырь вокруг был обнесён земляным валом, с устроенной на нём каменной оградой, с башнями по углам и святыми вратами при входе в обитель. Над святыми вратами была выстроена третья церковь в честь Ахтырской иконы Божией Матери.

В 1807-1808 годах во время, когда в Астрахани свирепствовала страшная чумная эпидемия, многие астраханцы устремились за город – в монастыри Покровский и Воскресенский. В Покровском монастыре они полагались на защиту чудотворной иконы Покрова Божией Матери, а в Воскресенском – на святые молитвы известного своей благочестивой жизнью игумена обители Евгения. И, действительно, никто из находившихся в монастыре не заболел. Всё это придало Воскресенской обители в глазах астраханцев особую значимость: жертвовались немалые средства на её украшение, считалось великим почётом быть погребённым на монастырском кладбище.

Новое место, на котором находился монастырь, тоже оказалось незащищённым от подмытия речных вод. Уже в начале XIX века положение Болдинского монастыря было признано в высшей степени опасным, и опасность эта возрастала с каждым годом. Когда стало очевидным, что монастырь на этом месте не сохранить, то был поднят вопрос о переносе его на новое. Были предложения перенести его на Болдинский остров (где располагался принадлежавший монастырю сельскохозяйственный хутор), на расположенный около Астрахани Красный бугор (где находилось приписанное к Спасо-Преображенскому монастырю Афонское подворье) и даже в Чёрный Яр. Из всех мнений возобладало мнение астраханского архиепископа Авраама (Шумилина), предложившего соединить Болдинский монастырь с Покровским. По именному Высочайшему повелению от 22 июня 1822 года в указе Святейшего Синода от 13 июля за № 3496 прописанному Воскресенский монастырь соединён с Покровским, с придачей последнему наименования Покрово-Болдинского с передачей сюда церковного имущества, и угодий, и сада упраздняемого монастыря, перемещения сюда строителя Евгения на таковую же должность.

Со временем территория Воскресенского монастыря пришла в запустение. О прежде бывшей здесь обители какое-то время напоминал деревянный сруб с крестом, поставленный на месте разобранного алтаря храма. Долгое время сохранялся виноградный сад, сдаваемый в аренду Покрово-Болдинским монастырём различным хозяевам. К началу XX века только небольшой участок земли, где находились монастырские строения и располагалось монастырское кладбище, был благоговейно огорожен забором и не использовался местными рыбопромышленниками в память об их погребённых здесь предках.

С целью увековечивания памяти о древнем Воскресенско-Болдинском монастыре на месте его обитания был построен и в 1908 г. освящен храм в честь Святых Апостолов Петра и Павла. [2]

Литература

Примечания

  1. Название «старая крепость» сохранилось за этим местом, видимо, от укреплений, оставшихся с начала XVII века. Здесь, на Болдинском острове в зиму с 1607 по 1608 год располагался станом воевода Ф.И. Шереметьев, посланный царём Василием Шуйским на усмирение взбунтовавшегося астраханского воеводы князя стольника Ивана Хворостинина. В конце 1671 г. здесь стояли войска боярина Ивана Милославского, посланные царём Алексеем Михайловичем на усмирение мятежной Астрахани, находившейся в руках приспешников Степана Разина.
  2. Справка написана по материалам книги: Астрахань. Храмы и монастыри / Авт.-сост. Иосиф (Марьян). – Астрахань, 2002. – С. 241-248.