Изменения

Перейти к: навигация, поиск

Воскресенско-Болдинский монастырь

510 байт добавлено, 19:40, 17 января 2019
Нет описания правки
Основание Воскресенско-Болдинского мужского монастыря относится к 1706 году. В этом году 4 августа митрополит Сампсон обратился к царю Петру I с прошением о даче ему новых земельных угодий вместо прежних, заселённых стрельцами. «Есть в домовых моих водах меж рек Большой и Малой Болды от Волги остров с проездною проточкою порожний, никому не отдан и лежит впусте». 7 августа того же года воеводской канцелярии определено было отдать этот остров митрополиту Сампсону. По описаниям начала XIX века, остров этот окружался к северу и востоку рекой Болдой, с юга – рекой Кутум, а с запада – Волгой. По множеству проточек и ильменей центральная его часть была непригодна к заселению, южная часть (вдоль реки Кутум) в начале XVIII столетия стала заселяться астраханскими жителями и солдатами Казанского полка, а северная была передана под новоустроенный Воскресенско-Болдинский монастырь. Монастырь по своему расположению долгое время назывался «Воскресенским, что на Болдинском острову» или на «Облондинском» (раньше речка Болда называлась Облонда).<br>
Официальной же датой основания Воскресенско-Болдинского монастыря считается 1708 году, когда на Болдинском острове, на самой стрелке рек Волги и Большой Болды, митрополитом была построена деревянная церковь в честь [[Храм_Явления_Воскресшего_Спасителя_апостолам_(Астрахань,_Ленинский_р-н)|Явления Воскресшего Спасителя апостолам или Уверения апостола Фомы]], отчего монастырь и стал называться Воскресенским.<br>
Рядом с Воскресенским храмом была построена ещё одна деревянная церковь [[Храм_иконы_Божией_Матери_«Печерская»_(Астрахань,_Ленинский_р-н)|в честь Киево-Печерской иконы Божией Матери]], в монастыре были устроены келии для братии, а вокруг него была возведена деревянная ограда.<br>
В 1737 году при астраханском епископе Иларионе в Воскресенско-Болдинской пустыни вместо деревянной была возведена новая каменная Воскресенская церковь. В 1762 году у монастыря появились сенокосные угодья (дар епископа Мефодия), монахами возле монастыря началось разведение виноградников.<br>
Остров, на котором находилась Воскресенская пустынь, со временем стал соединяться с «материковой» частью города (вскоре здесь появится Воскресенская слобода, впоследствии переименованная в Селение). В то же время берег, где стояла пустынь, постоянно подмывало водой, и он постепенно разрушался. Возник вопрос о переносе обители на другое место. 3 сентября 1771 года епископ Мефодий объявил о перенесении монастыря от «волн подмытия» на другое место, в так называемую старую крепость.<ref>Название «старая крепость» сохранилось за этим местом, видимо, от укреплений, оставшихся с начала XVII века. Здесь, на Болдинском острове в зиму с 1607 по 1608 год располагался станом воевода Ф.И. Шереметьев, посланный царём Василием Шуйским на усмирение взбунтовавшегося астраханского воеводы князя стольника Ивана Хворостинина. В конце 1671 г. здесь стояли войска боярина Ивана Милославского, посланные царём Алексеем Михайловичем на усмирение мятежной Астрахани, находившейся в руках приспешников Степана Разина.</ref> <br>
На новом месте сначала, видимо, была возведена деревянная церковь, а в 1776 г. каменная церковь во имя Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. При ней были выстроены архиерейские келии и колокольня. Рядом с собором была построена вторая каменная церковь [[Храм_святого_преподобного_Симеона_Столпника_(Астрахань,_Ленинский_р-н)|во имя Симеона Столпника]]. Монастырь вокруг был обнесён земляным валом, с устроенной на нём каменной оградой, с башнями по углам и святыми вратами при входе в обитель. Над святыми вратами была выстроена третья [[Храм_иконы_Божией_Матери_«Ахтырская»_(Астрахань,_Ленинский_р-н)|церковь в честь Ахтырской иконы Божией Матери]]. <br>
В 1807-1808 годах во время, когда в Астрахани свирепствовала страшная чумная эпидемия, многие астраханцы устремились за город – в монастыри Покровский и Воскресенский. В Покровском монастыре они полагались на защиту чудотворной иконы Покрова Божией Матери, а в Воскресенском – на святые молитвы известного своей благочестивой жизнью игумена обители Евгения. И, действительно, никто из находившихся в монастыре не заболел. Всё это придало Воскресенской обители в глазах астраханцев особую значимость: жертвовались немалые средства на её украшение, считалось великим почётом быть погребённым на монастырском кладбище.<br>

Навигация