Высокогорский Успенско-Николаевский Чуркинский монастырь — различия между версиями

Материал из справочника «Храмы Астраханской епархии»
Перейти к: навигация, поиск
(Литература)
 
Строка 21: Строка 21:
 
  <big>'''Достопримечательности монастыря.''' «Самая главная святыня Чуркинской пустыни – это Смоленская икона Богоматери-Одигитрии. Кисть живописи ее очень древняя и время написания св. иконы с вероятностью может быть отнесено к XV столетию. Живопись и доныне на иконе сохранилась, но доска местами изменила свою прочность. По преданию, эта св. икона была в хищнических руках печальной памяти Сеньки Разина, который бросил ее в Волгу, но в одном из протоков этой реки неизвестный рыбак поймал ее в невод, а потом передал в ближайшую Чуркинскую обитель. В верхней части иконы заметен отбитый осколок доски, отчего сама икона имеет отчасти неправильный вид. Это же обстоятельство косвенным образом подтверждает сказание о нахождении ее в руках разбойнических, не щадивших на своем пути и храмов господних. <…> Как братия обители, так и жители окрестностей ее, издревле почитают св. икону Богоматери как чудотворную и, до устроения последними в своих селах приходских церквей считали за великое счастье принимать ее в дома свои. И теперь, изредка, в особенности же перед началом весеннего рыболовства св. икона износится в дома усердствующих к ней жителей окрестных поселков для совершения пред ней молебных пений. <…> Св. икона Богоматери-Одигитрии помещается за правым клиросом соборного храма в великолепном резном и вызолоченным киоте… на зиму св. икона переносится в теплый храм, где также пребывает за правым клиросом».</big><ref>Астраханские епархиальные ведомости. 1903. № 16. Отд. неофиц. С. 830-831.</ref>
 
  <big>'''Достопримечательности монастыря.''' «Самая главная святыня Чуркинской пустыни – это Смоленская икона Богоматери-Одигитрии. Кисть живописи ее очень древняя и время написания св. иконы с вероятностью может быть отнесено к XV столетию. Живопись и доныне на иконе сохранилась, но доска местами изменила свою прочность. По преданию, эта св. икона была в хищнических руках печальной памяти Сеньки Разина, который бросил ее в Волгу, но в одном из протоков этой реки неизвестный рыбак поймал ее в невод, а потом передал в ближайшую Чуркинскую обитель. В верхней части иконы заметен отбитый осколок доски, отчего сама икона имеет отчасти неправильный вид. Это же обстоятельство косвенным образом подтверждает сказание о нахождении ее в руках разбойнических, не щадивших на своем пути и храмов господних. <…> Как братия обители, так и жители окрестностей ее, издревле почитают св. икону Богоматери как чудотворную и, до устроения последними в своих селах приходских церквей считали за великое счастье принимать ее в дома свои. И теперь, изредка, в особенности же перед началом весеннего рыболовства св. икона износится в дома усердствующих к ней жителей окрестных поселков для совершения пред ней молебных пений. <…> Св. икона Богоматери-Одигитрии помещается за правым клиросом соборного храма в великолепном резном и вызолоченным киоте… на зиму св. икона переносится в теплый храм, где также пребывает за правым клиросом».</big><ref>Астраханские епархиальные ведомости. 1903. № 16. Отд. неофиц. С. 830-831.</ref>
  
В 1919 г. монастырь закрыли. В 1930 году были снесены колокольня и собор обители, кирпич от которых возили в поселок им. Володарского для строительства рыбокомбината. Сломали в то время и все здания скита, и большую часть зданий в обители. Здесь же впоследствии располагались то интернат, то санаторий, то туберкулезная больница. Последней в оставшихся от монастыря помещениях, находилась психбольница, которую закрыли в начале 90-х годов.<br>
+
В 1919 г. монастырь закрыли. Имущество монастыря было передано во многие городские и сельские храмы, а после особо ценные вещи  были изъяты. В 1930 году были снесены колокольня и собор обители, кирпич от которых возили в поселок им. Володарского для строительства рыбокомбината. Сломали в то время и все здания скита, и большую часть зданий в обители. Здесь же впоследствии располагались то интернат, то санаторий, то туберкулезная больница. Последней в оставшихся от монастыря помещениях, находилась психбольница, которую закрыли в начале 90-х годов.<br>
  
 
Весной 2004 года началось возрождение монастыря. 30 июня 2005 года правительство Астраханской области передало комплекс Высокогорской Успенско-Николаевской общежительной Чуркинской мужской пустыни, являщийся памятником истории и культуры государственного регионального значения, в собственность Астраханской и Енотаевской епархии.<br>
 
Весной 2004 года началось возрождение монастыря. 30 июня 2005 года правительство Астраханской области передало комплекс Высокогорской Успенско-Николаевской общежительной Чуркинской мужской пустыни, являщийся памятником истории и культуры государственного регионального значения, в собственность Астраханской и Енотаевской епархии.<br>

Текущая версия на 20:19, 9 февраля 2020

Высокогорский Успенско-Николаевский Чуркинский монастырь

Высокогорский Николо-Успенский Чуркинский монастырь поселок Чуркин, Володарский район, Астраханская область.

Сведения о храме

1568 году Чуркинский остров с расположенным рядом учугом был передан во владение Астраханскому Троицкому монастырю. По монастырскому преданию первую церковь здесь построил основатель Троицкого монастыря преподобный игумен Кирилл. Церковь была освящена в честь святителя Николая чудотворца, покровителя всех по морю плавающих.

В XVII веке Чуркинский учуг перешел во владение Астраханского Спасо-Преображенского монастыря, носившего титул патриаршего. Монахи постоянно жили здесь при церкви, стоявшей на берегу речки Чурки.

В 1762 году при Астраханском епископе Мефодии Чуркинская пустынь из подворья Спасо-Преображенского монастыря превратилась в самостоятельную обитель. При этом же архиерее пустынь пережила свой первый расцвет. Были выстроены каменный Никольский храм и каменная ограда с четырьмя башенками. При монастыре был свой богатый виноградный сад и большое стадо из лошадей местной «Архиерейской» породы, которые отличались «сановитостью и особенной естественной силою».

Благоденствие обители продолжалось до 1806 года, когда рыболовные воды, принадлежавшие ей, были отобраны в казну. Монастырь захирел, так что шли разговоры о целесообразности его дальнейшего существования.

Новый расцвет обители был связан с именем архимандрита Евгения, назначенного её настоятелем в 1840 году. Это был замечательный человек, старец, за советом и помощью к которому тянулись люди из разных уголков Астраханской губернии и даже России. При нем Чуркинская пустынь приобрела такое значение, что её сравнивали с Оптиной пустынью.

При преемнике старца Евгения – архимандрите Паисии (1854-1867г.г.) в монастыре был выстроен величественный Успенский собор, и были возвращены прежние монастырские рыболовецкие воды. Архимандрит Паисий был также человеком высокой духовной жизни, старцем. Воспитанник знаменитой Глинской пустыни, он стал приводить устав Чуркинского монастыря в соответствие с уставом Глинской пустыни, который был очень строгим по примеру Афонских монастырей. То, что начал архимандрит Паисий, было продолжено при архимандрите Македонии (Жирове) (1900-1914 г.г.), также выходце из Глинской пустыни, который привез с собой на Чурку несколько десятков монахов. Этих монахов посылали в другие астраханские мужские монастыри для укрепления в них монашеского духа.

В 1910 году при Чуркинской пустыни был основан Иоанно-Предтеченский скит. Настоятелем его стал иеромонах Досифей (Кузьмин), старец высокой жизни, молитвенник. Позже он будет последним архимандритом монастыря.

В начале XX века монастырь был состоятельным. Здесь имелся свой кирпичный завод, различные мастерские, сады и виноградники, многочисленное поголовье скота. Дорога от монастыря до села Большой Могой, где была пристань, была выложена из кирпича, следы чего можно видеть до сих пор. Богатство обители обеспечивал труд её насельников, которых в начале XX столетия было около 150 человек.

Достопримечательности монастыря. «Самая главная святыня Чуркинской пустыни – это Смоленская икона Богоматери-Одигитрии. Кисть живописи ее очень древняя и время написания св. иконы с вероятностью может быть отнесено к XV столетию. Живопись и доныне на иконе сохранилась, но доска местами изменила свою прочность. По преданию, эта св. икона была в хищнических руках печальной памяти Сеньки Разина, который бросил ее в Волгу, но в одном из протоков этой реки неизвестный рыбак поймал ее в невод, а потом передал в ближайшую Чуркинскую обитель. В верхней части иконы заметен отбитый осколок доски, отчего сама икона имеет отчасти неправильный вид. Это же обстоятельство косвенным образом подтверждает сказание о нахождении ее в руках разбойнических, не щадивших на своем пути и храмов господних. <…> Как братия обители, так и жители окрестностей ее, издревле почитают св. икону Богоматери как чудотворную и, до устроения последними в своих селах приходских церквей считали за великое счастье принимать ее в дома свои. И теперь, изредка, в особенности же перед началом весеннего рыболовства св. икона износится в дома усердствующих к ней жителей окрестных поселков для совершения пред ней молебных пений. <…> Св. икона Богоматери-Одигитрии помещается за правым клиросом соборного храма в великолепном резном и вызолоченным киоте… на зиму св. икона переносится в теплый храм, где также пребывает за правым клиросом».[1]

В 1919 г. монастырь закрыли. Имущество монастыря было передано во многие городские и сельские храмы, а после особо ценные вещи были изъяты. В 1930 году были снесены колокольня и собор обители, кирпич от которых возили в поселок им. Володарского для строительства рыбокомбината. Сломали в то время и все здания скита, и большую часть зданий в обители. Здесь же впоследствии располагались то интернат, то санаторий, то туберкулезная больница. Последней в оставшихся от монастыря помещениях, находилась психбольница, которую закрыли в начале 90-х годов.

Весной 2004 года началось возрождение монастыря. 30 июня 2005 года правительство Астраханской области передало комплекс Высокогорской Успенско-Николаевской общежительной Чуркинской мужской пустыни, являщийся памятником истории и культуры государственного регионального значения, в собственность Астраханской и Енотаевской епархии.

При монастыре действует Дом временного пребывания для алкоголе- и наркозависимых.

В настоящее время монастырь находится в стадии восстановления.

За все время существования монастыря его храмами были: Храм святителя Николая Чудотворца, храм святого преподобного Ефрема Сирина,собор Успения Пресвятой Богородицы, храм всех Святых, храм Иоанна Предтечи.

Литература

  • РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 52. Л. 43-54.
  • ГА АО. Ф. 599. Оп. 1. Д. 52. [Дело о водах и земельных угодьях, отданных Чуркинской пустыни Астраханской епархии (1798-1868 гг.)]
  • ГА АО. Ф. 857. Оп. 1. Д. 75. (Лебедев И.С. Описание Чуркинской Николаевской пустыни)
  • ГА АО. Ф. Р-1217. Оп. 1. Д. 19. Л. 15-17. [Опись имуществу и инвентарю Чуркинско-Николаевской пустыни от 1 июля 1918 г.]
  • ГА АО. Ф. Р-3013. Оп. 1. Д. 60. Л. 7-11об., 15-15об., 29-30.
  • Церкви и храмовые праздники в Астраханском уезде // Астраханские губернские ведомости. – 1843. – Прибавл. к № 17 (10 апр.). – Неоф. часть. – С. 95-96. [Cм. С. 95]
  • Михайлов И. Чуркинская пустынь // Астраханские губернские ведомости. – 1850. – № 4 (27 янв.). Часть неофиц. – С. 9-10.
  • Слово, сказанное Преосвященнейшим Хрисанфом, Епископом Астраханским в Николаевской Чуркинской пустыне, 9 мая 1875 года: [сведения об основании Чуркинской Николаевской пустыни] // Астраханские епархиальные ведомости. – 1875. – № 3. Отд. неофиц. – С.10-14.
  • Любимов И. Памяти Преосвященного Мефодия Епископа Астраханского /Священник Иоанн Любимов // Астраханские епархиальные ведомости. – 1876. – № 27. Отд. неофиц. – С. 9-16. [Cм. С. 15]
  • Разные известия. Разрешено Его Преосвященством открыть в Чуркинской Николаевской пустыне школу для инородцев (30 декабря) // Астраханские епархиальные ведомости. – 1876. – № 3. Отд. неофиц. – С. 1.
  • Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Герасима, епископа Астраханского и Енотаевского по епархии для обозрения церквей и причтов в уездах: Астраханском, Красноярском и Царевском: обозрение Чуркинской Николаевской общежительной пустыни и совершение Божественной Литургии (14 августа) // Астраханские епархиальные ведомости. – 1879. – № 38. Отд. неофиц. – С. 604-605.
  • Высокогорская Николаевская Чуркинская пустынь в Астраханской епархии // Астраханские епархиальные ведомости. – 1880. – № 33. Отд. неофиц. – С. 523-527. – (Из Душеп.Чт. за 1864 г. ч.lll)
  • Ещё несколько слов о Чуркинской Николаевской пустыни и ея основателях / И.А. // Астраханские епархиальные ведомости. – 1880. – № 48. Отд. неофиц. – С. 755-762.
  • Разные известия. Рукоположены …во иеродиакона монах Чуркинской Николаевской пустыни Антоний (5 октября) // Астраханские епархиальные ведомости. – 1880. – № 45. Отд. офиц. – С. 707.
  • Разные известия. Рукоположен во иеродиакона монах Чуркинской Николаевской пустыни Евгений (25 января) // Астраханские епархиальные ведомости. – 1881. – № 7. Отд. офиц. – С. 98.
  • Разные известия по епархии. Рукоположен во иеромонаха иеродиакон Чуркинской Николаевской пустыни Антоний (8 июля) // Астраханские епархиальные ведомости. – 1883. – № 14. Отд. офиц. – С. 248.
  • Разные известия по епархии. Награждены его Преосвященством набедренниками: казначей Чуркинской Николаевской пустыни иеромонах Мелхиседек и духовник той же пустыни иеромонах Павел (9 мая) // Астраханские епархиальные ведомости. – 1884. – № 10. Отд. офиц. – С. 169.
  • Разные известия по епархии. Рукоположены во иеромонаха иеродиакон Чуркинской Николаевской пустыни Филофей и во иеродиакона монах той же пустыни Георгий (9 мая) // Астраханские епархиальные ведомости. – 1884. – № 10. Отд. офиц. – С. 169.
  • Состояние Астраханской епархии в 1884 // Астраханские епархиальные ведомости. – 1885. – № 13. – Отд. неофиц. – С. 222-231. [см. С. 225-227]
  • Иоилев Н. Высокогорская Успенская Николаевская общежительная Чуркинская пустынь // Астраханские епархиальные ведомости. – 1887. – № 11. Отд. неофиц. – С. 432-441; № 13. Отд. неофиц. – С. 525-531; № 14. Отд. неофиц. – С. 549-561; № 15. Отд. неофиц. – С. 590-597; № 16. Отд. неофиц. – С. 646—654.
  • Разные известия по епархии. Объявлена Архипастырская признательность иеромонахам: Чуркинской Николаевской пустыни Мелхиседеку <…> за добросовестное и усердное исполнение возложенных на них обязанностей (4 августа) // Астраханские епархиальные ведомости. – 1892. – № 16. Отдел офиц. – С. 200.
  • Разные известия по епархии. Награжден набедренником иеромонах Чуркинской Николаевской пустыни Варфоломей за добросовестное и усердное исполнение возложенных на него обязанностей (4 августа) // Астраханские епархиальные ведомости. – 1892. – № 16. Отдел офиц. – С. 200.
  • Высокогорская Успенско-Николаевская Чуркинская Общежительная Пустынь (Астрах. Епархии) : (краткий исторический очерк) // Астраханские епархиальные ведомости. – 1903. – № 4. Отд. неофиц. – С. 150-156; № 5. Отд. неофиц. – С. 208-214; № 6. Отд. неофиц. – С. 260-267; № 7. Отд. неофиц. – С. 306-318.
  • Воскресенский А. Из современной летописи Николаевской Чуркинской Пустыни Астраханской епархии // Астраханские епархиальные ведомости. – 1903. – № 5. Отд. неофиц. – С. 221-224.
  • Воскресенский А. Из Чуркинской Пустыни: (письмо в редакцию): [о сооружении памятника на могиле почившего духовника обители иеромонаха Варфоломея священником Петропавловской церкви поселка Цветное о. Николаем Ситкиным] // Астраханские епархиальные ведомости. – 1903. – № 14. – Отд. неофиц. – С. 741-742.
  • Воскресенский А. Святыни Успенско-Николаевской общежительной Пустыни, Астраханской епархии // Астраханские епархиальные ведомости. – 1903. – № 16. – Отд. неофиц. – С. 829-836; № 17. – Отд. неофиц. – С. 890-896.
  • Герасимов А. Из летописи Николаевской пустыни за 1903 год // Астраханские епархиальные ведомости. – 1904. – № 6. – Отд. неоф. – С. 248-250.
  • По определению Святейшаго Синода, от 7 апреля 1905 года за № 1854, удостоены награждения за заслуги по духовному ведомству ко дню рождения Его Императорского Величества духовные лица Астраханской епархии: а) саном архимандрита – настоятель Чуркинской Николаевской пустыни, игумен Македоний … // Астраханские епархиальные ведомости. – 1905. – № 10. Отд. неофиц. – С. 430.
  • Епархиальные известия. Перемены по службе. Награжден набедренником иеромонах Чуркинской Николаевской пустыни Анания, 8 мая // Астраханские епархиальные ведомости. – 1905. – № 11 (1 июня). Отд. неофиц. – С. 477.
  • Летницкий И. Несколько дней пребывания моего в Николаевской Чуркинской пустыни Астраханской епархии // Астраханские епархиальные ведомости. – 1905. – № 15 (1 авг.). Отд. неофиц. – С. 667-674.
  • Епархиальные известия. Награждены набедренниками иеромонахи Чуркинской Николаевской пустыни Савва и Иннокентий, 9 мая // Астраханские епархиальные ведомости. – 1906. – № 10. Отд. офиц. – С. 494.
  • Учреждение духовного собора в Чуркинской Николаевской Пустыни // Астраханские епархиальные ведомости. – 1906. – № 20. Отд. неофиц. – С. 991-993.
  • Епархиальные известия. Награждены набедренниками: иеромонахи Чуркинской Николаевской пустыни Аркадий и Аполлоний, 9 мая // Астраханские епархиальные ведомости. – 1907. – № 11. Отд. офиц. – С. 484.
  • Государь Император, по всеподданейшему докладу Синодального Обер-Прокурора, согласно определению Святейшего Синода в 6-й день мая сего года, Всемилостивейше соизволил удостоить награждения следующих духовных лиц Астраханской епархии: <…> орденом св. Анны 3-й степени – Чуркинской Николаевской общежительной пустыни Красноярского уезда настоятеля архимандрита Македония // Астраханские епархиальные ведомости. – 1909. - № 10. Отд. офиц. – С. 90.
  • Паломническая экскурсия воспитанников Астраханской духовной семинарии в Чуркинскую пустынь // Астраханские епархиальные ведомости. – 1909. – № 12. Отд. неофиц. – С. 433-435.
  • Архимандрит Самуил: бывший настоятель Чуркинской Николаевской Пустыни (1883-1899 гг.): [некролог] / Иеродиакон Амвросий // Астраханские епархиальные ведомости. – 1911. – № 1. Отд. неофиц. – С. 37-38.
  • Пальмов Н. Официальные сведения о монастырях Астраханской епархии от последней четверти XVIII столетия // Астраханские епархиальные ведомости. – 1911. – № 9. Отд. неофиц. – С. 364-368; № 11. Отд. неофиц. – С. 483-486; № 12. Отд. неофиц. – С. 511-517; № 13/14. Отд. неофиц. – С. 539-547; № 15. Отд. неофиц. – С. 593-604. [см. № 12. С. 512; № 15. С. 596-597]
  • Иоанно-Предтеченский Романовский скит Чуркинской Николаевской Пустыни и его устав // Астраханские епархиальные ведомости. – 1911. – № 23. Отд. неофиц. – С. 893-899.
  • Настоятель Чуркинской Николаевской Пустыни Астраханской епархии архимандрит Македоний: [некролог] // Астраханские епархиальные ведомости. – 1914. – № 19. Отд. неофиц. – С. 466-467.
  • Посещение Его Преосвященством, Преосвященнейшим Епископом Митрофаном Чуркинской Николаевской пустыни и ближайших к ней сёл // Астраханские епархиальные ведомости. – 1916. – № 31. Отд. неофиц. – С. 594-600.
  • Никитин В.П. Астрахань и ее окрестности. – М.: Искусство, 1981. – 151 с. [См с. 134]
  • Достояние губернии: Из истории астраханских рыбных промыслов.18-нач.20 вв.: Сб. док. и материалов / Под общ. ред. А.А. Жилкина. – Астрахань: КаспНИРХ, 2003. – 323с. [см. С. 70-71]
  • Марков А.С. Астрахань. Иконы, коллекции, открытия. Записки собирателя. – Астрахань: Нова, 2004. – 160с. [см. С. 80-82]
  • Русские монастыри: Средняя и Нижняя Волга: Казанская, Саранская, Симбирская, Самарская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская епархии. – - Новомосковск; Москва: Очарованный странник; Троица, 2004. – 591 с. [см. С. 534-537]
  • Высокогорский Николо-Успенский Чуркинский монастырь // Астрахань. Новое время. – 2004. – № 1/2. – С.41-43.
  • Павел (Полуянов). Паломничество и крестные ходы в России / Иеромонах Павел (Полуянов) // Свет православия. – 2004. – № 1. – С. 4-5.
  • Елизаров А. Володарские жемчужины // Лиманский вестник. – 2006. – 26 окт. (№ 124). – С. 4.
  • Почивалова Л. Высокогорский Успенско-Николаевский Чуркинский монастырь: (Возрождение древней святыни) // Свет православия. – 2007. – № 6. – С. 3.
  • Чуркинский монастырь // Волга. – 2008. – 15 февр. (№ 23). – С. 8.
  • Высокогорский Успенско-Николаевский Чуркинский монастырь : прошлое и настоящее / [сост. – настоятель храма Казанской иконы Божией Матери г. Астрахани и Высокогорского Успенско-Николаевского Чуркинского монастыря иеромонах Николай (Павлов)]. – Астрахань: Волга, 2013. – 27, [1] с. : цв. ил., портр.
  • Цитман Т.О. Исторический анализ монастырей Астраханской области // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. – 2014. – № 2. – С. 20-29. [см. С. 23-29]
  • Тюрина Н.М. Социально-экономическое развитие Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустыни во второй половине XIX –начале XXI веков / Н.М. Тюрина, О.Б. Рослякова // Перекрестки истории. Актуальные проблемы исторической науки: Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции, (г. Астрахань, 25 апр. 2017). – Астрахань, 2017. – 170-174.

Ссылки

Примечания

  1. Астраханские епархиальные ведомости. 1903. № 16. Отд. неофиц. С. 830-831.

Фотографии