Храм Входа Господня во Иерусалим (Астрахань, Кировский р-н)

Материал из справочника «Храмы Астраханской епархии»
Перейти к: навигация, поиск
Храм Входа Господня во Иерусалим (Астрахань, Кировский р-н)

Храм Входа Господня во Иерусалимгород Астрахань, Кировский район, Астраханская область.

Сведения о храме

Появление храма Входа Господня во Иерусалим в Астрахани было связано с особыми событиями, имевшими для города и Астраханской церкви большое значение. 17 марта 1667 года Астраханский архиепископ Иосиф в Москве был посвящён в сан митрополита. Астраханская кафедра была поставлена на четвёртую степень достоинства в числе всех остальных русских епархий. Это было очень высокое положение: астраханский митрополит в числе прочих привилегий получил и право совершать на Вербное воскресенье так называемое «шествие на осляти».[1]

В Астрахани для совершения такого действа не имелось храма. Прибывший летом 1667 года в Астрахань из Москвы митрополит Иосиф велел спешно построить вблизи кремля, на восточной стороне, деревянный храм. К весне 1668 года церковь в честь Входа Господня в Иерусалим была уже выстроена и освящена. В этом году в Астрахани было совершено первое торжественное «шествие на осляти».

"Шествие на осляти" в Астрахани происходило так: из Успенского Кафедрального собора астраханский митрополит, восседая на «осляти» (которую изображала белая лошадь) с крестом и Евангелием в руках, ехал во Входо-Иерусалимский храм, где читал Евангелие о вхождении Господа в Иерусалим и служился праздничный молебен. Лошадь под митрополитом вёл астраханский воевода, заменявший собою царя. Под ноги лошади, на которой восседал митрополит, дети постилали красные сукна и одежды. Впереди митрополита шло духовенство с певчими, а за ними на возке везли нарядную вербу, украшенную орехами, рожками, изюмом, яблоками и другими сладостями. Верба потом разламывалась по частям и раздавалась участникам этой торжественной процессии и народу.

К сожалению, в 1678 году этот торжественный обряд был упразднён в Русской Церкви, в том числе и в Астрахани. Входо-Иерусалимская церковь, потеряв своё первоначальное предназначение, превратилась в обычный приходской храм, расположенный в самой шумной торговой и деловой части Белого города. В 1700 году астраханские купцы Иван Васильевич и Никита Иванович Калашниковы решили на свои средства выстроить новый каменный храм. В 1703 году строительство церкви было уже закончено, и 23 сентября митрополит Сампсон освятил главный престол храма. С южной стороны был устроен придельный храм в честь Григория Богослова, освящённый 25 января этого года. В конце XVIII века была снесена обветшавшая старая колокольня, а в 1800 году, благодаря стараниям надворного советника Ивана Андреевича Варвация была построена новая, в духе классицизма, увенчанная шпилем, что для того времени было несколько необычно.

Первоначально Входо-Иерусалимская церковь имела достаточный приход. Но в связи с постройкой в центре города новых православных храмов, количество её прихожан стало сильно убывать. Храм терял своё значение, ветшал, грозил разрушением. Спасло его основание в Астраханской епархии местной семинарии. При храме с давних времён находились деревянные здания богадельни. В 1773 году городская управа передала их за ненадобностью в духовное ведомство, и архиепископ Антоний (Румовский) разместил здесь духовную семинарию. Входо-Иерусалимский храм стал семинарским.

В 1873 году семинария была переселена в упраздненный Спасо-Преображенский монастырь, а бывшие здания семинарии были проданы армянскому купцу Саркисову, который употреблял разные усилия к разрушению храма или переносу его на другое место для выгоды своих торговых интересов. До 1873 года храм, хотя и был семинарским, не перестал считаться приходским и имел свой небольшой приход. В 1873 году он на основании нового расписания церквей и приходов епархии был приписан к Знаменской церкви и лишён своего причта. Храм опять стал приходить в очень ветхое состояние, требующее капитального ремонта и больших денежных вложений. В 1874 году руководство духовного училища, размещавшегося на соседней улице, возбудило ходатайство о преобразовании Входо-Иерусалимского храма в училищный. В 1876 году Святейший Синод удовлетворил это ходатайство. Время, когда Входо-Иерусалимский храм был приписным храмом духовного училища, можно назвать лучшим в его истории. Храм был капитально отремонтирован как снаружи, так и внутри.

Храм был построен в форме корабля, в архитектурном стиле известном более как «нарышкинское» барокко. Сам храм был невелик. Центральная часть его имела квадратную форму, на которой покоился шестигранный подкупольный барабан, покрытый черепицей. На барабане покоилась одна ажурная, немного вытянутая глава, с шестью окошками. Расширенная (немного шире главной части храма) трапеза, крытая железом, над юго-восточной частью которой высилась (похожая по форме на главную) глава бокового придела в честь Святителя Григория Богослова, на половинчатом небольшом барабане. Весь фасад храма был богато декорирован как узорчатыми деталями наличников окон, так и сдвоенными колоннами (служившими в виде разделителей различных частей храма), а также деталями из городка. Притвор храма был более позднего происхождения чисто классической формы без всяких украшений. В классическом стиле была построена и двухъярусная колокольня, пристроенная к северной части храма. Внутри храма, в трапезе, с южной стороны находился боковой придел. Роспись со времени построения храма несколько раз обновлялась. Главный трёхъярусный иконостас, устроенный в 1892 году, имел множество керамических фрагментов, украшенных позолотой, а также резьбой и бледно-зелёной эмалью. Иконы для иконостаса были написаны в том же 1892 году.

Достопримечательности храма. В храме благоговейно сохранялись и древние святыни, из которых самой замечательной была икона Божией Матери, именуемая «Грузинской». Эта икона была пожертвована храму в 1691 году письменным головою Иваном Мартемьяновым.

Во время январских боёв 1918 года Входо-Иерусалимский храм чуть не погиб в огне пожара, бушевавшего в центре города. Все постройки, окружавшие храм, сгорели дотла. Погорело всё, что было в церковном дворе. Начала гореть и сама церковь. Но сгорели только некоторые наружные рамы, и пожар сам собою прекратился. Внутренние рамы оказались совершенно нетронутыми. В сентябре 1918 года смотритель духовного училища священник Алексей Корсаковский обратился к астраханцам на странницах «Астраханских Епархиальных Ведомостей» с просьбой о пожертвовании на ремонт храма: требовалось незамедлительно укрепить колокольню, более всего пострадавшую от пожара, отштукатурить снаружи весь храм, переменить повреждённую огнём кровлю и часть оконных рам, восстановить сгоревшую лестницу на колокольню, отчистить потолок и стены храма от копоти и грязи и многое другое. Однако средства на восстановление храма так и не удалось найти. Согласно принятому советской властью Декрету об отделении Церкви от государства духовное училище было закрыто, и храм лишился его долголетней опеки. Бывший смотритель духовного училища о. Алексей Корсаковский в декабре 1918 года спешно организует общину при Входо-Иерусалимской церкви, пытаясь спасти её от закрытия. Но эта община была так мала, что оказалась просто не в состоянии содержать храм.

В связи с началом разборки в 1919 году квартала сгоревших зданий, где находилась и Входо-Иерусалимская церковь, стал подниматься вопрос о её сносе. Храм даже отобрали у общины верующих, оправдывая свои действия её малочисленностью. Дело шло к самому худшему завершению. Но в защиту Входо-Иерусалимского храма выступил профессор А.А. Дмитриевский, который через секцию по делам музеев и охране памятников искусства и старины направил в отдел городского и сельского строительства своё заключение, где говорилось, что «Входо-Иерусалимская церковь... принадлежит к числу древнейших религиозно-монументальных памятников г. Астрахани... он хранит в себе и доселе дивные образцы русского живописного искусства... и исчезновение этого храма с лица Астраханской земли, несомненно, потеря одной из лучших страниц культурной истории нашего края». Для подкрепления своих утверждений профессор А.А. Дмитриевский предложил обратить Входо-Иерусалимскую церковь в древнее хранилище или музей для хранения памятников старины и искусства. С этим предложением профессор обратился в Комиссию по проведению в жизнь декрета об отделении Церкви от государства, и та на своём заседании от 27 августа 1919 года поддержала это предложение. Таким образом, Входо-Иерусалимский храм был сохранён, выдвигались даже предложения о его реставрации, но они, как и предложение об организации в его стенах музея, остались только на бумаге. Входо-Иерусалимскую церковь просто заколотили, и она простояла в таком состоянии до 1928 года.

В 1928 году храм снесли в числе первых из подлежащих к сносу астраханских храмов. В 1933 году на месте Входо-Иерусалимского храма и прилегавших к нему зданий вырос квартал из сталинских трёхэтажек, сохранившихся и поныне.[2]

Литература

  • РГИА. Ф. 1488. Оп. 1. Д. 119. Проект колокольни при церкви Входа в Иерусалим. План фасада (1838).
  • ГА АО. Ф. 630. Оп. 1а. Д. 4. Л. 63-68, 213-217об, 306-371, 522-529.
  • ГА АО. Ф. 630. Оп. 1а. Д. 5. Л. 84-89, 280-285, 499-505, 706-710.
  • ГА АО. Ф. 727. Оп. 1. Д. 29. Л. 114-123, 395-401.
  • ГА АО. Ф. 729. Оп. 1. Д. 26. Л. 99-104об.
  • ГА АО. Ф. 729. Оп. 1. Д. 32. Л. 92-102.
  • ГА АО. Ф. 857. Оп. 1доп. Д. 4. [Мартынов В., протоиерей. Историческое и статистическое описание церквей города Астрахани и уезда его. 1852.]. Л. 8об-9об.
  • Дмитриевский А.А. Описание Входо-Иерусалимского храма в Астрахани. Автограф. Б. д. // Отдел рукописей Российской Национальной библиотеки (ОР РНБ). Ф. 253. Ед. хр. 130. 2 л.
  • Разные известия. В 3-й день апреля высочайше удостоены награждения за заслуги а) по духовному ведомству: камилавками: г. Астрахани, Входо-Иерусалимской церкви, священник Иоанн Покровский … // Астраханские епархиальные ведомости. – 1876. – № 21. Отд. офиц. – С.1.
  • Разные известия. Входоиерусалимская церковь г. Астрахани <…> перечислена со всем имуществом и капиталом в училищную и передана в ведение Правления Астраханского духовного училища, а прихожане оной причислены к Знаменской церкви, (23 августа) // Астраханские епархиальные ведомости. – 1876. – № 37. Отд. офиц. – С. 7.
  • По поводу назначения архимандрита Ианнуария, епископом Брестским и Гродненским, вторым викарием Литовской епархии // Астраханские епархиальные ведомости. – 1877. – № 25. Отд. неофиц. – С. 9-14. [об устройстве в храме зимних рам и печи, см. С. 12]
  • Приходская благотворительность при Астраханской епархии в первой половине VIII столетия // Астраханские епархиальные ведомости. – 1877. – № 31. Отд. неофиц. – С. 7-13. [о богадельнях при храме, см. С. 9, 12-13]
  • Краткая история Входо-Иерусалимской церкви и старых семинарских зданий при ней // Астраханские епархиальные ведомости. – 1887. – № 6. Отд. неофиц. – С. 201-227.
  • Дополнение к истории Входо-Иерусалимской церкви: Акт о принятии Входоиерусалимской церкви от Астраханской мужской гимназии в ведение духовного мужского училища // Астраханские епархиальные ведомости. – 1887. – № 7. Отд. неофиц. – С. 255-260.
  • Разные известия по епархии. Объявлена Архипастырская признательность и благодарность священникам церквей г. Астрахани: Тихвинской – Александру Зорину, Петропавловской – Александру Николаеву и Покровской – Александру Поспелову за их усердную и разумную распорядительность по возобновлению иконостаса во Входо-Иерусалимском храме Астраханского мужского духовного училища … // Астраханские епархиальные ведомости. – 1892. – № 3. Отд. офиц. – С. 34.
  • Освящение главного иконостаса во Входоиерусалимской церкви Астраханского духовного училища 8 декабря 1891 года // Астраханские епархиальные ведомости. – 1892. – № 4. Отд. неофиц. – С. 112-116.
  • Из епархиальной хроники. К истории Астраханской Входоиерусалимской мужского духовного училища церкви // Астраханские епархиальные ведомости. – 1898. – № 8/9. Отд. неофиц. – С. 359-362.
  • Престольный праздник и 200-летие Входо-Иерусалимского мужского духовного училища церкви // Астраханские епархиальные ведомости. – 1903. – № 8. Отд. неофиц. – С. 361-372.
  • 200-летие Входоиерусалимской ц. // Астраханский вестник. – 1903. – 2 (15) апр. (№ 73). – С. 3.
  • Епархиальные известия. Определены: б) на диаконские вакансии: <…> ко Входо-Иерусалимской церкви г. Астрахани диакон Красноярской церкви Николай Торбеев, 23 окт. // Астраханские епархиальные ведомости. – 1907. – № 21. Отд. офиц. – С. 931.
  • Из Епархиальной хроники //Астраханские епархиальные ведомости. – 1918. – № 2/3. Отд. неофиц. – С. 73-75.
  • Корсаковский А. Воззвание [о пожертвовании на нужды Входо-Иерусалимской церкви] // Астраханские епархиальные ведомости. – 1918. – № 14. Отд. неофиц. – С. 278-279.
  • Входо-Иерусалимская церковь // Астрахань. Храмы и монастыри / Авт.-сост. И. Марьян. – Астрахань, 2002. – С. 89-95.
  • Марков А.С. Апрель [деревянная церковь «Вход Господень в Иерусалим», фото] // Сто лет назад...: Астраханская губерния на меже веков. – Астрахань, 2006. – С. 406-408.
  • Рубцова С.С. Градостроительная эволюция Астрахани. – Ульяновск: [б. и.], 2017. – Кн. 1: Строительная история. – 448 с. [см. С. 159-160]

Ссылки

Примечания

  1. Это символическое торжественное действие было отображением евангельских событий, когда Господь Иисус Христос за неделю до Пасхи въехал на белом осле в Иерусалим. «Шествие на осляти» долгое время было привилегией одних только патриархов, и только при Патриархе Никоне этой чести были удостоены пять особо важных митрополий, а с 1667 года в их число вошла и Астраханская митрополия
  2. Справка написана по материалам книги: Астрахань. Храмы и монастыри / Авт.-сост. Иосиф (Марьян). – Астрахань, 2002. – С. 89-95.

Фотографии