Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Астрахань, Кировский р-н) — различия между версиями

Материал из справочника «Храмы Астраханской епархии»
Перейти к: навигация, поиск
Строка 22: Строка 22:
 
Из уважения к древности и значению Рождество-Богородицкого храма каждый год 8 сентября в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы из Успенского собора сюда совершался торжественный крестный ход.<br>
 
Из уважения к древности и значению Рождество-Богородицкого храма каждый год 8 сентября в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы из Успенского собора сюда совершался торжественный крестный ход.<br>
  
После революционных событий 1917 года Рождество-Богородицкий храм два раза снова на краткое время становился соборным храмом города Астрахани. Первый раз с января по апрель 1918 года, когда после январских боёв вход в кремль и Успенский собор для верующих был закрыт. Второй раз после захвата собора обновленцами в 1923 году. Архиепископ Фаддей (Успенский), приехавший в Астрахань в декабре этого года, сделал Рождество-Богородицкий храм своей кафедрой. Но в феврале 1924 года обновленцы захватили нижний храм Рождество-Богородицкой церкви. А в апреле в их руках оказался и верхний храм. В 1930-е годы местные власти отобрали храм у обновленцев, и ещё некоторое время решалась его судьба. Рождество-Богородицкий храм состоял на учёте в Главнауке как памятник архитектуры, но это не смутило специально созданную комиссию, вынесшую 21 марта 1932 года ему приговор: «С учёта Главнауки снять, так как астраханским представителем Главнауки брались на охрану все вообще старые церкви и монастыри города, не считаясь с отсутствием у некоторых художественно-исторической ценности». Храм решено было снести, так как в городе оставлялась одна барочной архитектуры церковь – Успенский собор и ему незачем иметь ещё одну барочную – Рождество-Богородицкую церковь». В заключении комиссии, решавшей судьбу церкви, было сказано, «что оставить её будет политическая ошибка». В том же году храм разобрали. Сейчас на этом месте, на перекрёстке современных улиц Советской и Коммунистической, находится сквер Пушкина.
+
После революционных событий 1917 года Рождество-Богородицкий храм два раза снова на краткое время становился соборным храмом города Астрахани. Первый раз с января по апрель 1918 года, когда после январских боёв вход в кремль и Успенский собор для верующих был закрыт. Второй раз после захвата собора обновленцами в 1923 году. Архиепископ Фаддей (Успенский), приехавший в Астрахань в декабре этого года, сделал Рождество-Богородицкий храм своей кафедрой. Но в феврале 1924 года обновленцы захватили нижний храм Рождество-Богородицкой церкви. А в апреле в их руках оказался и верхний храм. В 1930-е годы местные власти отобрали храм у обновленцев, и ещё некоторое время решалась его судьба. Рождество-Богородицкий храм состоял на учёте в Главнауке как памятник архитектуры, но это не смутило специально созданную комиссию, вынесшую 21 марта 1932 года ему приговор: «С учёта Главнауки снять, так как астраханским представителем Главнауки брались на охрану все вообще старые церкви и монастыри города, не считаясь с отсутствием у некоторых художественно-исторической ценности». Храм решено было снести, так как в городе оставлялась одна барочной архитектуры церковь – Успенский собор и ему незачем иметь ещё одну барочную – Рождество-Богородицкую церковь». В заключении комиссии, решавшей судьбу церкви, было сказано, «что оставить её будет политическая ошибка». В том же году храм разобрали. Сейчас на этом месте, на перекрёстке современных улиц Советской и Коммунистической, находится сквер Пушкина.<ref>Справка написана по материалам книги: Астрахань. Храмы и монастыри / Авт.-сост. Иосиф (Марьян). – Астрахань, 2002. – С. 61-67.</ref>
  
 
== Литература ==
 
== Литература ==
Строка 44: Строка 44:
 
* Дмитриевский Н. Замечательные памятники древне-церковного зодчества в Астраханской епархии // Астраханские епархиальные ведомости. – 1913. –  № 22. Отд. неофиц. – С. 584-591. '''[см. С. 588-589]'''
 
* Дмитриевский Н. Замечательные памятники древне-церковного зодчества в Астраханской епархии // Астраханские епархиальные ведомости. – 1913. –  № 22. Отд. неофиц. – С. 584-591. '''[см. С. 588-589]'''
 
* Рождество-Богородицкая церковь // Астрахань. Храмы и монастыри / Авт.-сост. И. Марьян. – Астрахань, 2002. – С. 61-67.
 
* Рождество-Богородицкая церковь // Астрахань. Храмы и монастыри / Авт.-сост. И. Марьян. – Астрахань, 2002. – С. 61-67.
* Рубцова С.С. Градостроительная эволюция Астрахани. – Ульяновск: [б. и.], 2017. – Кн. 1: Строительная история. – 448 с. '''[см. С. 158]'''
+
* Рубцова С.С. Градостроительная эволюция Астрахани. – Ульяновск: [б. и.], 2017. – Кн. 1: Строительная история. – 448 с. '''[см. С. 157-158]'''
 +
 
 +
== Примечания ==
 +
<references/>
  
 
== Фотографии ==
 
== Фотографии ==

Версия 18:44, 24 февраля 2019

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Астрахань, Кировский р-н)

Храм Рождества Пресвятой Богородицыгород Астрахань, Кировский район, Астраханская область.

Сведения о храме

Храм располагался на территории Белого города – наиболее древнейшей, после Кремля, части Астрахани, и заключавшей в себя сравнительно небольшое пространство: ограниченное с севера улицей Эспланадной, с юга – Белгородской (ныне ул. Ленина) и с востока – Малой Демидовской (ныне ул. Михаила Аладьина). С 1630 года Белый город был обнесён каменною стеною, а до этого был ограждён деревянным тыном из заострённых на конце и врытых в землю брёвен и назывался острогом. Этот острог был устроен в 1559 году присланным для строительства астраханского кремля дьяком Иваном Выродковым. Им же была построена приблизительно в 1560 году и первая в остроге церковь – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Она первоначально была деревянной и однопрестольной.

Построенный храм первое время играл роль главного, соборного в городе, вплоть до построения в 1568 году прибывшим в Астрахань игуменом Кириллом нового соборного храма в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Рождество-Богородицкая церковь превращается в обычный приходской храм, прихожанами которого становятся в основном стрельцы.

К концу XVII века церковь сильно обветшала, и в 1684 году была полностью перестроена по указанию самого Патриарха Иоакима: «Церковь Рождества Пресвятой Богородицы разобрать и прирубить к ней алтарь круглый тройной и верх на церкви сделать не шатровый, по чину прочих деревянных церквей». Инициатором строительства явился митрополит Сампсон, а деньги жертвовало астраханское купечество.

В 1707 году на месте прежней было начато строительство новой каменной церкви. Строилась она двухэтажной, о двух колокольнях. Храм строился быстро и споро. Большую роль сыграл в этом назначенный Преосвященным Сампсоном церковный староста Михаил Иванович Сербин. Он был астраханским купцом и, видимо, в строительстве церкви его доля вложенных средств была немалой. Существует мнение, что в строительстве храма принимал участие зодчий Дорофей Мякишев, под чьим руководством был построен Успенский собор.

7 сентября 1709 года был освящён нижний храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На этом дело застопорилось. Средства вкладчиков из местного купечества истощились. Митрополиту Сампсону самому, на свои средства, пришлось достраивать церковь. Смерть его в 1714 году опять приостановила работы, и храм был полностью завершён только в 1722 году, ко времени приезда в Астрахань императора Петра I. Верхний храм в честь Вознесения Господня был освящён 4 мая 1722 года епископом Астраханским Иоакимом. В 1758 году в трапезе нижней церкви с левой стороны был устроен придел в честь Святителя Дмитрия Ростовского. После окончательного завершения Рождество-Богородицкая церковь стала одной из красивейших в городе, и только Успенский собор мог равняться с ней по величине и великолепию внешнего обрамления.

Вскоре Рождество-Богородицкая церковь снова обрела звание собора. Теперь это был соборный храм для общины православных грузин-эмигрантов. С 1724 года, когда грузинский правитель Картли царь Вахтанг VI, изгнанный со своей родины турками, бежал в Россию, в Астрахань вместе с ним прибыла большая группа грузинской знати. Первоначально грузины имели своих священнослужителей при Благовещенском женском монастыре, но позже им передали Рождество-Богородицкий храм. Здесь некоторое время хранилась главная святыня Грузинской православной церкви – крест равноапостольной Нины. После присоединения Грузии к России император Александр I вернул крест на родину. Храм Рождества Пресвятой Богородицы стал также и усыпальницей для представителей знатных грузинских фамилий, скончавшихся в Астрахани. В нижнем храме было устроено несколько склепов с захоронениями.

В начале XIX века храм этот был приписан к Каспийскому флоту. В 1866 году в трапезе нижней церкви, с правой стороны, был устроен придел в честь Пророка Ильи. В 70-х годах XIX столетия морской порт был переведён из Астрахани в Баку, туда же переместилась морская флотилия. Большая часть церковной утвари была взята из Рождество-Богородицкой церкви флотом. После этих событий храм стал сильно нуждаться, ведь прихожане его были по большей части люди бедные. В конце концов, при такой скудности средств он дошёл до такого убогого состояния, что совершение богослужений в нём становилось почти невозможным. Было даже предложение закрыть самостоятельный приход, а сам храм приписать к одной из ближайших церквей города Астрахани. Но обстоятельства изменились к лучшему. Старостой храма стал радетельный и усердный хозяин мещанин Пётр Иванович Никитин. Он много потрудился для благоукрашения храма, за что был даже вознаграждён епархиальным начальством. Ставший его преемником на должности старосты купец Александр Андреевич Фадеев тоже немало потрудился на этом поприще. Благодаря его инициативе, на средства жертвователей в 1893 году был отлит и поднят на колокольню новый колокол в 160 пудов. В 1894 году на средства купеческой четы Трофима Антоновича и Пелагеи Васильевны Гуськовых были приобретены для храма зеркально-металлические кресты и 22 апреля были установлены на куполах храма и колокольни. В 1899 году на средства благотворителей был обновлён и заново освящён правый придел в честь Ильи Пророка.

Храм был построен в форме корабля, по своему декоративному оформлению очень напоминал Успенский собор. Но в отличие от собора, являющим из себя монолитный кубический объём, без всякого присутствия трапезы и притвора. Рождество-Богородицкая церковь традиционно делилась на три части: храм, трапеза и притвор. Собственно храм почти в два раза превышал трапезу, имея меньший ряд окон на обоих этажах, но более высоких и светлых. С востока к нему примыкали три мощных полукруглых алтарных апсиды, очень схожих с подобными же формами в Успенском соборе. Также в отличие от собора храм имел всего одну купольную главу. Трапеза храма имела более удлинённую форму, к ней с запада примыкали две небольшие изящные башни колокольни. Главы на башнях, как и на храме, были позолочены. Двухэтажная пристройка-притвор, как предполагают, была более позднего происхождения. Из притвора шли на верхний этаж две внутренние лестницы из белого камня, первоначально внешние и открытые. Трапеза нижнего храма внутри имела два круглых столпа, на которых покоились своды. Здесь за столпами помещались два придела. Главный алтарь, однопрестольный, помещался в трёх апсидах и имел похожее размещение помещений с соборным алтарём. В верхний храм шло два входа с западной стороны, симметрично расположенных под башнями. Трапеза здесь была накрыта прямым потолком, а главная часть храма перекрыта сомкнутым сводом, завершающимся световым барабаном, откуда лился свет из окон, расположенных кольцом в основании купола. Алтарь в верхнем храме был подобен тому, что в нижнем.

Оба храма, нижний и верхний, были украшены яркой, многоцветных тонов фресковой живописью начала XVIII века. Трёхъярусные золочёные резные иконостасы сохраняли иконы древнего, первоначального письма. Про иконостас нижнего храма известно, что иконы в нём были писаны в 1720-1721 годах крестьянином Суздальского уезда, вотчины княгини Мавры Дмитриевны Куракиной, села Холуйки слободы Афанасием Никитичем Новосёловым с тремя товарищами. В Рождество-Богородицком храме имелось много древних, большого размера икон. Эти иконы почитались астраханцами, часто бравшими их для крестных ходов по городу. На правой колокольне висел древний колокол с надписью на нижнем поясе: «Благовествуй земля Славу Божию. 1667 год». Из уважения к древности и значению Рождество-Богородицкого храма каждый год 8 сентября в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы из Успенского собора сюда совершался торжественный крестный ход.

После революционных событий 1917 года Рождество-Богородицкий храм два раза снова на краткое время становился соборным храмом города Астрахани. Первый раз с января по апрель 1918 года, когда после январских боёв вход в кремль и Успенский собор для верующих был закрыт. Второй раз после захвата собора обновленцами в 1923 году. Архиепископ Фаддей (Успенский), приехавший в Астрахань в декабре этого года, сделал Рождество-Богородицкий храм своей кафедрой. Но в феврале 1924 года обновленцы захватили нижний храм Рождество-Богородицкой церкви. А в апреле в их руках оказался и верхний храм. В 1930-е годы местные власти отобрали храм у обновленцев, и ещё некоторое время решалась его судьба. Рождество-Богородицкий храм состоял на учёте в Главнауке как памятник архитектуры, но это не смутило специально созданную комиссию, вынесшую 21 марта 1932 года ему приговор: «С учёта Главнауки снять, так как астраханским представителем Главнауки брались на охрану все вообще старые церкви и монастыри города, не считаясь с отсутствием у некоторых художественно-исторической ценности». Храм решено было снести, так как в городе оставлялась одна барочной архитектуры церковь – Успенский собор и ему незачем иметь ещё одну барочную – Рождество-Богородицкую церковь». В заключении комиссии, решавшей судьбу церкви, было сказано, «что оставить её будет политическая ошибка». В том же году храм разобрали. Сейчас на этом месте, на перекрёстке современных улиц Советской и Коммунистической, находится сквер Пушкина.[1]

Литература

  • ГА АО. Ф. 599. Оп. 1. Д. 156. Л. 111-123. [Ведомость о церкви за 1907 г.]
  • ГА АО. Ф. 630. Оп. 1а. Д. 4. Л. 70-75об., 219-224, 373-378, 530-536. [Ведомости о церкви за 1839, 1840, 1841, 1842 гг.]
  • ГА АО. Ф. 630. Оп. 1а. Д. 5. Л. 90-97, 286-292, 507-514об, 711-720об. [Ведомости о церкви за 1847, 1848, 1849, 1850 гг.]
  • ГА АО. Ф. 727. Оп. 1. Д. 29. Л. 126-134, 403-411. [Ведомости о церкви за 1874, 1875 гг.]
  • ГА АО. Ф. 729. Оп. 1. Д. 26. Л. 105-114об. [Ведомость о церкви за 1862 г.]
  • ГА АО. Ф. 729. Оп. 1. Д. 32. Л. 103-108. [Ведомость о церкви за 1870 г.]
  • ГА АО. Ф. 729. Оп. 1. Д. 92. Л. 134-144. [Ведомость о церкви за 1904 г.]
  • ГА АО. Ф. 729. Оп. 2. Д. 23. Л. 108-116. [Ведомость о церкви за 1900 г.]
  • ГА АО. Ф. 857. Оп. 1доп. Д. 4. [Мартынов В., протоиерей. Историческое и статистическое описание церквей города Астрахани и уезда его. 1852.]. Л. 5об-7.
  • Разные известия. Отсрочен сбор пожертвований на выдачу сборной книги на имя старосты Астраханской Рождество-Богородицкой церкви, астраханского мещанина Петра Никитина, для сбора доброхотных пожертвований на окраску и обелку означенной Рождество-Богородицкой церкви, сроком на 3 месяца (29 сентября) // Астраханские епархиальные ведомости. – 1878. – № 42. Отд. офиц. – С. 641-642.
  • Разные известия. Преподано благословение Святейшего Синода: а) с выдачею установленных грамот: старостам церквей г. Астрахани: <…> Рождество-Богородицкой – астраханскому мещанину Петру Никитину за возвышение церковных доходов … и пожертвование на украшение местного храма из собственности … // Астраханские епархиальные ведомости. – 1882. – № 11. Отд. офиц. – С. 170.
  • Саввинский И. Первый христианский храм в Астрахани после перенесения ея с правого берега р. Волги на настоящее место // Астраханские епархиальные ведомости. – 1890. – № 2. Часть неофиц. – С. 64-71; № 4. Часть неофиц. – С. 133-137; № 7. Часть неофиц. – С. 200-206; № 9. Часть неофиц. – С. 287-292; № 10. Часть неофиц. – С. 337-341.
  • Ермолаев В. По поводу освящения и поднятия новосооруженного колокола при церкви Рождества Пресвятой Богородицы в г. Астрахани // Астраханские епархиальные ведомости. – 1893. – № 18. Отд. неофиц. – С. 507-510.
  • Ермолаев В. Речь перед поднятием колокола на колокольню церкви Рождества Пресвятой Богородицы // Астраханские епархиальные ведомости. – 1893. – № 18. Отд. неофиц. – С. 510-511.
  • Освящение зеркально-металлических крестов Рождество-Богородицкой церкви //Астраханские Епархиальные Ведомости. – 1894. – № 9/10. Отд. неофиц. – С. 296-299.
  • Ермолаев В. Несколько слов об открытии и о деятельности приходского попечительства при Астраханской градской церкви Рождества Пресвятой Богородицы / Священник Василий Ермолаев // Астраханские епархиальные ведомости. – 1894. – № 19. Отд. неофиц. – С. 470-472.
  • Ермолаев В. Освящение вновь сооруженного придела в церкви Рождества Богородицы г. Астрахани / Священник Василий Ермолаев // Астраханские епархиальные ведомости. – 1899. – № 12. Отд. неофиц. – С. 596-599.
  • Дмитриевский Н. Замечательные памятники древне-церковного зодчества в Астраханской епархии // Астраханские епархиальные ведомости. – 1913. – № 22. Отд. неофиц. – С. 584-591. [см. С. 588-589]
  • Рождество-Богородицкая церковь // Астрахань. Храмы и монастыри / Авт.-сост. И. Марьян. – Астрахань, 2002. – С. 61-67.
  • Рубцова С.С. Градостроительная эволюция Астрахани. – Ульяновск: [б. и.], 2017. – Кн. 1: Строительная история. – 448 с. [см. С. 157-158]

Примечания

  1. Справка написана по материалам книги: Астрахань. Храмы и монастыри / Авт.-сост. Иосиф (Марьян). – Астрахань, 2002. – С. 61-67.

Фотографии