Храм иконы Божией Матери «Донская» (Астрахань, Ленинский р-н)

Материал из справочника «Храмы Астраханской епархии»
Версия от 15:43, 26 мая 2020; Aonb (обсуждение | вклад) (Литература)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Храм иконы Божией Матери «Донская» (Астрахань, Ленинский р-н)

Храм иконы Божией Матери «Донская»город Астрахань, Ленинский район, Астраханская область.

Сведения о храме

История Донской церкви тесно связана с историей Астраханского Казачьего войска и Казачебугоринской станицы. В Астрахани донские казаки появляются в 1737 году, составив так называемую трёхсотенную команду. В 1748 году казаки были выведены за город, в особо отведённые для их поселения места, на бугре, за речкою Луковкою. Здесь они основали станицу, называемую ими первоначально Донской, а позже названную Казачебугоринской. Окончательной датой основания этой станицы считается 1750 год, когда завершилось сюда переселение казаков.

Первоначально жители Казачебугоринской станицы были приписаны к Покрово-Болдинскому монастырю, расположенному рядом с нею, немного южнее, на противоположном берегу реки Казачий Ерик. Но желание казаков иметь свой собственный храм заставило их позаботиться о его построении. Уже в 1757 году полковник Чембарского Астраханского Казачьего полка Андрей Слободчиков ходатайствовал перед епархиальным начальством «об освящении вновь построенной, на отведённом месте, отстоящем от Астрахани в 2 верстах 450 саженях за рекою Луковкою, против казённого архиерейского сада и церкви Покрова Богородицы, деревянной церкви во имя Донской Богородицы, разрешённой к постройке 28 февраля 1757 года». Освящена Донская церковь была 19 августа 1757 года. О наименовании храма в честь Донской иконы Божией Матери можно говорить с уверенностью, что названа она была так в честь древнего и чтимого списка с этого чудотворного образа, который донские казаки как полковой образ привезли с собою с Дона в Астрахань.

27 августа 1790 года священник Донской церкви отец Иван (Иванов) вместе с прихожанами подали Астраханскому архиепископу Никифору (Феотоки) прошение, в котором говорилось, «что речённая церковь деревянного здания от давних лет пришла в ветхость и что её всю надлежит сломать, на её месте построить новую». Владыка велел выдать им сборную книгу сроком на шесть месяцев. На собранные деньги выстроили деревянную церковь, которая и была освящена 19 августа 1791 года.

17 мая 1797 года в ночь Донская церковь сгорела от удара молнии. Ровно через три месяца благочинный протоиерей Василий Памфилов доносил епархиальному начальству, «что вместо сгоревшей построена новая, деревянная, во имя Донской Богородицы и всё уже готово к освящению». Эта третья церковь была освящена 19 августа 1797 года Астраханским архиепископом Платоном (Любарским).

С учреждением в 1804 году Астраханского Казачьего войска в Казачебугоринской станице помещался войсковой штаб, полковое управление и также были размещены два лазарета (богадельни) для бедных казаков. Всё это и придавало Донской церкви, как главному храму астраханского казачества, особый статус. Но внешний вид храма – небольшого и неказистого – никак не соответствовал этому положению. Бывший в то время наказным атаманом Астраханского Казачьего войска, известный деятель своего времени, богач, генерал-майор, Павел Семёнович Попов решил выстроить в Казачебугоринской станице новый каменный храм на свои средства. В 1811 году приступили к постройке. Все рабочие, участвовавшие в строительстве, были крепостными генерал-майора Попова. Камень-дикарник для храма возили из его поместья – села Отрадного, располагавшегося на правом берегу Волги, в 7 верстах вниз по течению от города Царицына. Кирпич делали тут же – на Казачьем бугре. Генерал-майор Попов не дожил до окончания строительства храма. Его достраивали сыновья.

В 1816 году атаман войска Донского генерал Платов и сыновья генерал-майора П.С. Попова: сотник Егор Попов и хорунжий Кирилл Попов – обратились с прошением к Астраханскому архиепископу Гаию (Токаову), где говорилось, что «начатая в 1811 году по Высочайшему повелению о строении каменной церкви, а не деревянной, построенной на Казачьем бугре, покойным их родителем генералом П.С. Поповым, каменная церковь во имя Донской Божией Матери ныне по старанию их окончена и приведена в надлежащий порядок, а посему просят об освящении оной церкви в день храмового праздника». 19 августа 1816 года новая Донская церковь была освящена архиепископом Гаием.

Старая деревянная церковь продолжала оставаться на этом же бугре до 1824 года, и в ней два-три раза в год совершалось богослужение. 5 ноября 1824 года последовало распоряжение Астраханского архиепископа Мефодия (Пишнячевского): «Вследствие донесения обер-священника армии и флота Державина, храм этот перенести в станицу Косикинскую».

В 1853 году в некоторых местах внутри храма были замечены трещины. Войсковое правление распорядилось через архитектора осмотреть храм. Архитектор определил, что трещины образовались из-за того, что храм был выстроен без железных связей в стенах. Вместо этих связей северные и южные столбы под главным фронтоном были заменены стенами, а крыша вместо деревянной покрыта железом. Ещё одним неудобством было то, что Донская церковь была выстроена холодной и, как доносили из войскового управления Астраханского Казачьего войска в Духовную Консисторию 22 февраля 1857 года, «на Казачьем бугре при церкви Донской Божией Матери необходимо устроить тёплый придел, так как в зимнее время жители не посещают храм». В марте того же года Духовная Консистория дала на это разрешение. Нашёлся и благотворитель – астраханский купец Михаил Михайлович Башкин. Он на свои средства устроил на хорах храма тёплый придел в честь Святых Апостолов Петра и Павла. Стоимость строительных работ и необходимой утвари для придела обошлась Башкину в 3 225 рублей. Освящение придела состоялось 28 сентября 1858 года.

Донская церковь была построена в стиле классицизма с двухъярусной колокольней в одной связи. Фасад храма с западной стороны украшал мощный классический портик с колоннами дорийского ордена.Посетивший 16 июля 1863 года этот храм, бывший тогда наследником престола Цесаревич Великий князь Николай Александрович долго любовался им и сказал: «Этот храм мне напоминает своими колоннами Казанский собор, что в Санкт-Петербурге». Внутри храм был покрыт росписью в стиле аллегорических изображений из Священного Писания; имел алтарь в виде ротонды, окружавшей престол, а также был окружён колоннадой по всему интерьеру. Под потолком располагались хоры, где находился тёплый придел в честь Апостолов Петра и Павла. Вызолоченные капители белоснежных колонн и оригинальное паникадило из уральских самоцветов являлись приятным дополнением к антуражу храма.

Рядом с храмом находилось местное церковное кладбище. Здесь по правую сторону от алтаря храма в родовом склепе был похоронен благотворитель и почётный гражданин г. Астрахани М.М. Башкин. Также на кладбище находился гранитный памятник над могилою наказного атамана Астраханского Казачьего войска генерал-майора барона Ивана Ивановича Ливенштерна.

Со старых времён в Донской церкви был заведён обычай совершать крестный ход вокруг всей станицы на второй день Святой Пасхи. Обычай этот был перенят от находившегося поблизости Покрово-Болдинского монастыря, где тоже с артосом и иконами обходили вокруг стен обители, только в первое воскресение после Пасхи.

Достопримечательности храма. Главной святыней храма являлась Донская икона Божией Матери, стоявшая в центральном иконостасе с левой стороны от царских врат. 19 августа, в престольный праздник, ежегодно было огромное стечение народа: все молящиеся считали священным долгом отслужить перед этой иконой молебен.

После революционных событий 1917 года Донская церковь, несмотря на все попытки обновленцев захватить её, оставалась за православной общиной верующих. В 1924 г. храму было передано имущество храмов закрытого Покрово-Болдинского монастыря.

В Донской церкви долгое время служили священники о. Григорий Таптыков и о. Григорий Иванов. Когда начались повальные аресты духовенства в 1937 -1938 годах, о. Григорий Иванов ушёл на покой и стал работать маляром где-то в гражданской организации. Отец Григорий Таптыков остался при храме, продолжая служить, несмотря на угрозу ареста и непосильный налог. Поэтому местные власти никак не могли найти предлог, чтобы подобраться к храму и закрыть его. Лишь после смерти священника, последовавшей в 1939 году, власти закрыли храм и обратили его в слесарную мастерскую. А вскоре после этого Донская церковь и вообще была снесена.[1]

Литература

  • Разные известия. Утверждены в должностях церковных старост: председателя церковно-приходского попечительства, Астраханского уезда, при Казачебугровской Донской церкви местный священник Ипполит Балыклейский и членов того же попечительства – Казачебугровской станицы отставной хорунжий Герасим Самсонов, урядник Степан Вишенцев и астраханский мещанин Михаил Черкасов (17 октября), на трехлетний срок // Астраханские епархиальные ведомости. – 1875. – № 9. Отд. офиц. – С.4.
  • Разные известия. Преподано благословение Божие и благодарность Его Преосвященства настоятелю Казачебугровской Донской церкви, Астраханского уезда, священнику Ипполиту Балыклейскому и попечительству оной за труды и старание по устройству колокола для местной церкви и приобретение для сего средств, (8 октября) // Астраханские епархиальные ведомости. – 1876. – № 42. Отд. офиц. – С.5.
  • О станице Казачебугровской и ее церкви: [О деревянной церкви во имя Донской Божией Матери] // Астраханский справочный листок. – 1876. – № 130 (28 окт.). – С. 1-2.
  • Разные известия. Объявляется от Его Преосвященства признательность и Божие благословение потомственному почетному гражданину Николаю Широкову за пожертвование в Казачебугровскую Донскую церковь, Астраханского уезда, вещами и деньгами на сумму 1342 р. (4 августа) … // Астраханские епархиальные ведомости. – 1878. – № 34. Отд. офиц. – С. 513.
  • Разные известия. Объявляется от Его Преосвященства благословение Божие церковному старосте Казачебугровской Донской церкви, Астраханского уезда, мещанину Михаилу Черкасову за пожертвование на исправление местной церкви 280 р. (10 сентября) // Астраханские епархиальные ведомости. – 1879. – № 38. Отд. офиц. – С. 603.
  • Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Герасима, епископа Астраханского и Енотаевского по епархии для обозрения церквей и причтов в уездах: Астраханском, Красноярском и Царевском [в т.ч. Казачебугровской церкви (27 августа)] // Астраханские епархиальные ведомости. – 1879. – № 38. Отд. неофиц. – С. 604-605.
  • Разные известия по епархии. Объявляется от Епархиального Начальства: а) благодарность: <…> церковно-приходскому попечительству при Казачебугровской церкви [Астраханского] уезда за пожертвование им на предмет исправления местной церкви 400 рублей и старосте означенной церкви астраханскому мещанину Михаилу Черкасову за пожертвование им на тот же предмет 200 рублей (25 ноября) // Астраханские епархиальные ведомости. – 1883. – № 23. Отд. офиц. – С. 398.
  • Из епархиальной хроники. Посещение Преосвященнейшим Епископом Сергием ст. Казачебугровской, с. Началова и загородного Покровоболдинского монастыря, а также сёл II и III благочиннического округа Астраханского уезда с 24 по 29 сентября сего года // Астраханские епархиальные ведомости. – 1899. – № 20. Отд. неофиц. – С. 1020-1023.
  • Бирюков И.А. История Астраханского Казачьего войска: [В 3-х ч.]. – Саратов: Типо-лит. П. С. Феокритова, 1911. – Т. 2. – [1021] с. [см. С. 273-274]
  • Казакова Е. Казачья церковь: [о церкви во имя Донской Божией Матери в Казачебугровской станице] // Волга. – 1992. – 26 дек. (№ 250-251). – С. 7.
  • Донская церковь // Астрахань. Храмы и монастыри / Авт.-сост. И. Марьян. – Астрахань, 2002. – С. 248- 252.

Примечания

  1. Справка написана по материалам книги: Астрахань. Храмы и монастыри / Авт.-сост. Иосиф (Марьян). – Астрахань, 2002. – С. 248-252.

Фотографии