Храм святителя Николая Чудотворца плавучий — различия между версиями

Материал из справочника «Храмы Астраханской епархии»
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{Фотокарточка|Плавучая ц..jpg}} '''Храм святителя Николая Чудотворца ''' — :Категория:Храм п…»)
 
Строка 17: Строка 17:
 
На пароходе были предусмотрены каюты для священников.
 
На пароходе были предусмотрены каюты для священников.
  
Достопримечательности храма: Впереди иконостаса размещался аналой, на котором выставлялась икона св. Николая Чудотворца, почитаемого всеми ловцами, покровителя обездоленных и страждущих. Он был изображён по пояс, в митре, украшенной драгоценными камнями, и красной рясе, перепоясанной голубой лентой-сакосом. Правой рукой святой благословлял всех верующих, а в левой держал Библию в синем переплёте с золотом. Стены между иллюминаторами и потолок были расписаны художником на библейские темы. Роль купола выполняла носовая постройка, на которой были изображены парящие ангелы. В дни церковных праздников на аналой выставлялись другие иконы святых, так называемые праздничные иконы. Справа от царских врат иконостаса была большая икона Спасителя, а слева – икона Казанской Божией Матери» <ref>Кулагин Ю. История одного парохода … // Астраханские известия. 1993. 28 янв. С. 5.</ref>
+
<big>'''Достопримечательности храма''': Впереди иконостаса размещался аналой, на котором выставлялась икона св. Николая Чудотворца, почитаемого всеми ловцами, покровителя обездоленных и страждущих. Он был изображён по пояс, в митре, украшенной драгоценными камнями, и красной рясе, перепоясанной голубой лентой-сакосом. Правой рукой святой благословлял всех верующих, а в левой держал Библию в синем переплёте с золотом. Стены между иллюминаторами и потолок были расписаны художником на библейские темы. Роль купола выполняла носовая постройка, на которой были изображены парящие ангелы. В дни церковных праздников на аналой выставлялись другие иконы святых, так называемые праздничные иконы. Справа от царских врат иконостаса была большая икона Спасителя, а слева – икона Казанской Божией Матери»</big> <ref>Кулагин Ю. История одного парохода … // Астраханские известия. 1993. 28 янв. С. 5.</ref>
  
 
Церковь внизу вмещала до 200 человек молящихся, на хорах помещалось больше 100 человека, и на палубе вокруг рубки-церкви около 100 человек.  
 
Церковь внизу вмещала до 200 человек молящихся, на хорах помещалось больше 100 человека, и на палубе вокруг рубки-церкви около 100 человек.  
Строка 40: Строка 40:
 
Плавучая церковь имела свой небольшой доход от продажи свечей, брошюр «Плавучая церковь» и открыток с её видами, от случайных пожертвований, от кружечных и тарелочных сборов и т.д. Но этих средств было недостаточно для содержания парохода-церкви.
 
Плавучая церковь имела свой небольшой доход от продажи свечей, брошюр «Плавучая церковь» и открыток с её видами, от случайных пожертвований, от кружечных и тарелочных сборов и т.д. Но этих средств было недостаточно для содержания парохода-церкви.
  
По этой причине епископ Астраханский Никодим сделал распоряжение передать ее в полное заведование Чуркинской пустыни. 30 октября 1913 года плавучая церковь прибыла на место зимней стоянки к пристани Чуркинского монастыря, а 1 ноября она была сдана ему со всем имуществом и машиной на ходу. Но это не помогло сохранить плавучий храм. Посетивший его летом 1914 года епископ Филарет нашел его ветхим и удручающим. В положенный срок церковь не вышла в свое обычное плавание по финансовым причинам: наступила усталость металлического корпуса, а средств на ремонт не нашлось.
+
По этой причине епископ Астраханский Никодим сделал распоряжение передать ее в полное заведование Чуркинской пустыни. 30 октября 1913 года плавучая церковь прибыла на место зимней стоянки к пристани Чуркинского монастыря, а 1 ноября она была сдана ему со всем имуществом и машиной на ходу. Но это не помогло сохранить плавучий храм. В марте 1914 года пароход-церковь в последний раз сходил в плавание «контрабандным способом». Посетивший его летом 1914 года епископ Филарет нашел его ветхим и удручающим. Больше церковь в навигацию не выходила: наступила усталость металлического корпуса, а средств на ремонт не нашлось.
  
 
Вероятно, осенью 1915 года (или даже в конце 1914 года) судно было продано владельцу бондарных заведений К.И. Рябицеву всего за 5000 руб. Новый хозяин переделал пароход-церковь снова в буксирный, который плавал под названием «Нечаянный». В местной прессе поднялась волна протеста против этой сделки, во всем был обвинен епископ Филарет. 1 июня 1916 года он был уволен на покой; поводом для увольнения была жалоба игумена Чуркинского монастыря на решение епископа продать судно плавучей церкви.
 
Вероятно, осенью 1915 года (или даже в конце 1914 года) судно было продано владельцу бондарных заведений К.И. Рябицеву всего за 5000 руб. Новый хозяин переделал пароход-церковь снова в буксирный, который плавал под названием «Нечаянный». В местной прессе поднялась волна протеста против этой сделки, во всем был обвинен епископ Филарет. 1 июня 1916 года он был уволен на покой; поводом для увольнения была жалоба игумена Чуркинского монастыря на решение епископа продать судно плавучей церкви.
Строка 82: Строка 82:
 
* Севостьянова Л.С. Из истории плавучего храма «Святитель Николай Чудотворец» (1910-1915-е годы) / Л. С. Севостьянова; Т. В. Чемоданова // Астраханские краеведческие чтения: сб. статей. – Астрахань, 2013. – Вып. VI. – С. 250-253.
 
* Севостьянова Л.С. Из истории плавучего храма «Святитель Николай Чудотворец» (1910-1915-е годы) / Л. С. Севостьянова; Т. В. Чемоданова // Астраханские краеведческие чтения: сб. статей. – Астрахань, 2013. – Вып. VI. – С. 250-253.
 
* Нагайкина С.И. Из истории Астраханской фотографии. Иеромонах Татион: [описание плавучей церкви во имя святителя Николая Чудотворца] // Астраханские краеведческие чтения: сб. статей. – Астрахань, 2014. – Вып. VI. – С. 420-425.  
 
* Нагайкина С.И. Из истории Астраханской фотографии. Иеромонах Татион: [описание плавучей церкви во имя святителя Николая Чудотворца] // Астраханские краеведческие чтения: сб. статей. – Астрахань, 2014. – Вып. VI. – С. 420-425.  
 +
* Филарет (Никольский). Докладная записка епископа Филарета (Никольского) Священному Синоду с просьбой о пересмотре дела о его увольнении с астраханской кафедры: К журналу совещания епископов № 30 от 8 (21 июля) 1918 г. //Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. – М., 2015. – Т. 4. Документы Совещания епископов и Судной комиссии Собора. – С. 372-412. [о плавучей церкви, с. 403-405]
 
* Мажайская И. Проданная астраханская церковь или русская судьба английского парохода [Электронный ресурс] // Астраханский листок [сайт]. – Астрахань, 2019. – URL: https://astralist.info/archives/4843 (07.08.2019).
 
* Мажайская И. Проданная астраханская церковь или русская судьба английского парохода [Электронный ресурс] // Астраханский листок [сайт]. – Астрахань, 2019. – URL: https://astralist.info/archives/4843 (07.08.2019).
 
* Качкина Т. «Криуши» – «Пират» – «Святитель Николай Чудотворец». Судьба симбирского корабля с золотыми куполами [Электронный ресурс] // Улпресса [сайт]. – Ульяновск, 2003-2019. – URL: https://ulpressa.ru/2019/01/17/криуши-пират-святитель-нико/ (07.08.2019).
 
* Качкина Т. «Криуши» – «Пират» – «Святитель Николай Чудотворец». Судьба симбирского корабля с золотыми куполами [Электронный ресурс] // Улпресса [сайт]. – Ульяновск, 2003-2019. – URL: https://ulpressa.ru/2019/01/17/криуши-пират-святитель-нико/ (07.08.2019).

Версия 12:54, 19 августа 2019

Храм святителя Николая Чудотворца плавучий

Храм святителя Николая Чудотворца Храм плавучий, Астраханская область

Сведения о храме

Плавучий храм святителя Николая Чудотворца – колёсный полуморской пароход, единственный в Российской империи корабль, на котором располагался православный храм. Действовал в 1910-х годах в Каспийском море. Предназначался для обслуживания 12-футового рейда в Каспийском море и стоянок рыбаков на островах дельты Волги.

В начале XX в. в северо-восточной части Каспийского моря существовал так называемый 12-футовый рейд, где глубина моря была не больше 3,5 метра. Из-за этого мелководья глубоко сидящие морские суда с грузом для Астрахани не могли пройти дальше. Рейд представлял собой безбрежное пространство моря с массой дебаркадеров, пароходов, других судов. На рейде кипела жизнь, трудилось очень много разных людей: перегружались товары, перекачивалась нефть, пересаживались пассажиры, работали различные наблюдательные конторы с большими штатами, почтовые и другие службы. Дальше на море находились рыбные поселения, ватаги и промыслы. Из-за своего местоположения и сезонности работы все эти люди в течение 7-8 месяцев были как бы отрезаны от мира.

В 1903 году астраханский мещанин Н.Е. Янков, проживавший на ловецких промыслах и занимавшийся скупкой рыбы на море, обратился в астраханскую епархию с предложением о сооружении передвижной плавучей церкви для обслуживания обитавших в низовьях Волги православного ловецкого люда и кочевников-инородцев. Но проект был отклонен ввиду отсутствия необходимых средств. В 1907 году Н.Е. Янков обратился с этим предложением к Преосвященному Георгию, который передал вопрос на рассмотрение Кирилло-Мефодиевскому братству. В 1908 году предложение было одобрено и начался сбор средств. Была создана комиссия для рассмотрения проектов плавучей церкви. В нее входили протоирей Петр Горохов, протоирей Дмитрий Фаворский, купец С.И. Захаров, архитектор С.И. Карягин и другие.

Не собрав нужной суммы для заказа нового судна, комиссия решила купить у пароходных обществ или частных лиц один из готовых пароходов. Выбор остановили на буксиро-пассажирском пароходе «Пират» астраханского мещанина П.М. Мирина. В 1897 году на пароходе был сделан капитальный ремонт корпуса, и он был вполне годен для выполнения задачи.

Два месяца шло переоборудование парохода под церковь. На месте штурвальной рубки возвели шестиглавый храм и часовую звонницу тоже с главкой. В носовой части была вырублена палуба, туда была вставлена железная рама, к которой прикрепили рубку-церковь с двумя входными дверями и двумя железными лестницами, ведущими в помещение храма. Были еще две двери с обеих сторон рубки для входа на хоры. Рубку-церковь венчали шесть вызолоченных главок с крестами. Такая же глава была и наверху сооруженной штурвальной рубки-звонницы.

В нижнем носовом помещении был оборудован алтарь с иконостасом, который был выполнен мастером Соломоновым по рисункам архитектора Карягина. Иконостас был сделан из соснового дерева, окрашен белой эмалевой краской, рамы, ободки, карнизы позолочены. Иконы для иконостаса и всего храма были пожертвованы К. В. Карастелевым, Иконы эти были древнего письма, писаны в одной из лучших мастерских Москвы и весьма ценны. Храм имел 7 колоколов – самый маленький весил 12 фунтов (5,4 кг), а самый большой – 15 пудов 20 фунтов (225 кг). По время переоборудования пароход был электрифицирован.

На пароходе были предусмотрены каюты для священников.

Достопримечательности храма: Впереди иконостаса размещался аналой, на котором выставлялась икона св. Николая Чудотворца, почитаемого всеми ловцами, покровителя обездоленных и страждущих. Он был изображён по пояс, в митре, украшенной драгоценными камнями, и красной рясе, перепоясанной голубой лентой-сакосом. Правой рукой святой благословлял всех верующих, а в левой держал Библию в синем переплёте с золотом. Стены между иллюминаторами и потолок были расписаны художником на библейские темы. Роль купола выполняла носовая постройка, на которой были изображены парящие ангелы. В дни церковных праздников на аналой выставлялись другие иконы святых, так называемые праздничные иконы. Справа от царских врат иконостаса была большая икона Спасителя, а слева – икона Казанской Божией Матери» [1]

Церковь внизу вмещала до 200 человек молящихся, на хорах помещалось больше 100 человека, и на палубе вокруг рубки-церкви около 100 человек.

На палубе полоскался белый удлиненный флаг треугольной формы с крестом в середине. Восьмиконечный крест был помещен и на оба кожуха гребных колес. На носу судна красовалась надпись: «Церковь во имя св. чудотворца Николая», а на белом фоне кормового российского флага – буквы «К М бр-о» (Кирилло-Мефодиевское братство). Команда включала 9 человек: капитана, штурвального, трех матросов, машиниста с помощником и двух кочегаров-масленщиков

11 апреля 1910 года, в день Входа Господня в Иерусалим, Его Преосвященство, епископ Астраханский Георгий совершил малое освящение храма во имя Св. Николая Чудотворца и отслужил в нем первую литургию. В тот же день астраханский губернатор, генерал-лейтенант И.Н. Соколовский отправил Николаю II телеграмму, в которой уведомил императора о постройке плавучего храма. Уже на следующий день в Астрахань было доставлено сообщение о том, что на телеграмме губернатора «Государь Император собственно начертать соизволил: «Искренно радуюсь доброму делу удовлетворения духовных нужд ловецкого населения и благодарю всех за выраженные чувства».

В пятницу Страстной седмицы 16 апреля 1910 года в 12 часов по полуночи «Святитель Николай Чудотворец» отправился в своё первое плавание. На Пасху он прибыл на рейд и там совершилась пасхальная служба.

Первым настоятелем храма стал протоиерей Петр Горохов, сослужили ему из числа братии Чуркинского монастыря иеромонах Иринарх, иеродиакон Серафим, монах-фельдшер Дамиан, пономарь – монах Лаврентий, три послушника и повар Кузьма Ежов. После протоиерея Петра Горохова настоятелями храма поочерёдно были Дмитрий Фаворский, Евтропий Кочергин и священник-миссионер Алексей Луцкий, также говорил поучения иеромонах Аполлинарий.

На борту плавучего храма была устроена больница с 3 кроватями, аптека, столовая для богомольцев. Медицинская помощь оказывалась бесплатно. Лекарства выдавались бесплатно. Всё необходимое для лечения – медикаменты и специальные инструменты – при содействии губернатора отпускались местным врачебным отделением. За врачебной помощью обращались также и иноверцы (казахи и калмыки). Не отказывали в плавучем храме и в трапезе.

За время навигации плавучий храм преодолевал расстояние более 4 тыс. верст. (4,3 тыс. км), служилось большое количество литургий, молебнов, акафистов, говорились поучения, раздавались брошюры и листки религиозно-нравственного содержания, в которых особенно осуждались пьянство и сквернословие, совершались крещения младенцев, напутствие больным и т.д. Так, в 1912 году за навигацию, длившуюся около 7 месяцев, было отслужено свыше 60 литургий, сказано 130 поучений, было роздано 6000 брошюр и листовок. В 1913 году навигация парохода церкви длилась 6 месяцев. За это время было пройдено около 5 тыс. верст (5,3 км), отслужено до 80 всенощных бдений и литургий, сопровождавшихся проповедью.

Плавучая церковь окормляла не только русских рыбаков, но и крещенных калмыков.

Пароход был приписан к Астраханскому речному порту, где ежегодно зимовал, а после схода льда опять отправлялся в плавание по рыбным промыслам.

Плавучая церковь имела свой небольшой доход от продажи свечей, брошюр «Плавучая церковь» и открыток с её видами, от случайных пожертвований, от кружечных и тарелочных сборов и т.д. Но этих средств было недостаточно для содержания парохода-церкви.

По этой причине епископ Астраханский Никодим сделал распоряжение передать ее в полное заведование Чуркинской пустыни. 30 октября 1913 года плавучая церковь прибыла на место зимней стоянки к пристани Чуркинского монастыря, а 1 ноября она была сдана ему со всем имуществом и машиной на ходу. Но это не помогло сохранить плавучий храм. В марте 1914 года пароход-церковь в последний раз сходил в плавание «контрабандным способом». Посетивший его летом 1914 года епископ Филарет нашел его ветхим и удручающим. Больше церковь в навигацию не выходила: наступила усталость металлического корпуса, а средств на ремонт не нашлось.

Вероятно, осенью 1915 года (или даже в конце 1914 года) судно было продано владельцу бондарных заведений К.И. Рябицеву всего за 5000 руб. Новый хозяин переделал пароход-церковь снова в буксирный, который плавал под названием «Нечаянный». В местной прессе поднялась волна протеста против этой сделки, во всем был обвинен епископ Филарет. 1 июня 1916 года он был уволен на покой; поводом для увольнения была жалоба игумена Чуркинского монастыря на решение епископа продать судно плавучей церкви.

Дальнейшая судьба судна достоверно неизвестна. Астраханский краевед П.С. Лебедев ссылался на некий документ, согласно которому в 1917 году судно зимовало в Астрахани близ пос. Трусово, в 1918 году было переоборудовано в морское спасательное, но не прошло проверки судового Регистра и вернулось в Астрахань в распоряжение «Облрыбы». В 1946 году пароход перестроили под плавучую базу ансамбля рыбаков, он дважды менял название на «Иосиф Сталин» и «Моряна». Лебедев полагал, что корпус именно этого судна находился долгое время в пос. Оранжерейное. [2] Но ближе к истине исследования В.М. Цыбина: по его сведениям, пароход был национализирован в 1918 году (назывался он к тому времени «Нечаянный») и плавал до 1924 года. Потом приказом от 5 ноября 1924 года был списан и разобран на металлолом в Астрахани. [3]

Литература

  • Об устроении в пользах православной миссии плавающей на водах церкви в Астраханской епархии // Астраханские епархиальные ведомости. – 1908. – № 4. Отд. неофиц. – С. 150-153.
  • Епархиальные известия. Его Преосвященством, Преосвященнейшим Георгием, епископом Астраханским и Енотаевским объявлена сердечная благодарность и преподано Архипастырское благословение священнику села Федоровского Иоанно-Богословской церкви Антонию Богородицкому за пожертвование 200 рублей на устройство «плавающей на водах церкви в Астраханской епархии … // Астраханские епархиальные ведомости. – 1909. – № 12. Отд. офиц. – С. 110.
  • Щедрая жертва на построение плавающей на водах церкви в Астраханской епархии // Астраханские епархиальные ведомости. – 1910. – № 2. Отд. неофиц. – С. 82.
  • Фаворский Д. Плавучая церковь во имя Святителя Николая Чудотворца // Астраханские епархиальные ведомости. – 1910. – № 7. Отд. неофиц. – С. 290-293.
  • Поучение, сказанное Преосвященнейшим Георгием, Епископом Астраханским и Енотаевским в день освящения плавучей церкви, за Божественной литургией // Астраханские епархиальные ведомости. – 1910. – № 8. Отд. неофиц. – С. 329-334.
  • Летницкий И. Освящение вновь выстроенной в г. Астрахани плавучей на водах церкви // Астраханские епархиальные ведомости. – 1910. – № 8. Отд. неофиц. – С. 335-336.
  • С 12-ти фунтового рейда. С плавучей церкви: (первые шаги деятельности): (из письма протоиерея Петра Горохова на имя Преосвященнейшего Георгия Епископа Астраханского) // Астраханские епархиальные ведомости. – 1910. – № 9. Отд. неофиц. – С. 375-378.
  • Из епархиальной хроники. Архиерейское служение в плавучей церкви по случаю престольного праздника и освящение Здания Биржи // Астраханские епархиальные ведомости. – 1910. – № 11. Отд. неофиц. – С. 450.
  • Письма с плавучей церкви: [Плавучая церковь у Кордуана и в с. Кривобузанском] // Астраханские епархиальные ведомости. – 1910. – № 13. Отд. неофиц. – С. 514-516.
  • С плавучей церкви: дневник 6-16 сентября сего года прот. Петра Горохова // Астраханские епархиальные ведомости. – 1910. – № 20. Отд. неофиц. – С. 739-744.
  • С плавучей церкви: (из доклада Его Преосвященству протоиерея Дмитрия Фаворского) // Астраханские епархиальные ведомости. – 1910. – № 22. Отд. неофиц. – С. 818-819.
  • С плавучей церкви: [дневник прикомандированного к плавучей церкви иеромонаха Иринарха] // Астраханские епархиальные ведомости. – 1910. – № 24. Отд. неофиц. – С. 914-920; 1911. – № 1. Отд. неофиц. – С. 25-32; № 4. Отд. неофиц. – С. 159-169.
  • Фаворский Д. Плавучая церковь во имя Св. Чудотворца Николая на волнах реки Волги и Каспия Астраханской губ. / Сост. протоиерей Дмитрий Фаворский. – Астрахань: Типография губернского правления, 1911. – 101 с.
  • Летницкий И.Н. Высокопреосвященнейший Георгий, архиепископ Астраханский и Енотаевский: К пятидесятилетию пастыр. служения его высокопреосвященства: биографический очерк. – Астрахань, 1911. – 102 с., 1 л. портр.: ил. [см. С. 83-85]
  • Летницкий И.Н. Высокопреосвященнейший Георгий, Архиепископ Астраханский и Енотаевский: к пятидесятилетию пастырского служения его высокопреосвященства: биографический очерк // Астраханские епархиальные ведомости. – 1911. – № 7/8. Отд. неофиц. – С. 255-354. [см. С. 335-337]
  • К предстоящему 3 мая тарелочному сбору в церквах в пользу плавучей церкви // Астраханские епархиальные ведомости. – 1912. – № 12. Отд. неофиц. – С. 321-324.
  • Луцкий А. Плавучая церковь на волнах реки Волги и Каспия во имя Св. Чудотворца Николая в Астраханской губернии за 1912 год / Священник Алексей Луцкий // Астраханские епархиальные ведомости. – 1913. – № 6. Отд. неофиц. – С. 169-177.
  • Фаворский Д. Плавучая церковь на волнах реки Волги и Каспия во имя Св. Чудотворца Николая, в Астраханской губернии за 1913 год: (отчётные сведения) / Протоиерей Дмитрий Фаворский // Астраханские епархиальные ведомости. – 1914. – № 12. Отд. неофиц. – С. 292-297.
  • Судьба плавучего храма // Астраханский листок. – 1915. – 25 дек. (7 янв.) (№ 279). – С. 6.
  • Филарет (Никольский). К продаже плавучей церкви // Астраханский вестник. 1916. – февр. (№ 2). – С. 3.
  • К продаже плавучей церкви // Астраханский листок. – 1916. – 6 (19) февр. (№ 29). – С. 3.
  • Плавучий храм или «износившийся пароход» // Астраханский листок. – 1916. – 7 (20) февр. (№ 30). – С. 4.
  • К продаже плавучей церкви // Астраханский листок. – 1916. – 1 (14) марта (№ 48). – С. 3.
  • Плавучая церковь // Астраханский листок. – 1916. – 6 (19) марта (№ 53). – С. 4.
  • К продаже плавучей церкви // Астраханский листок. – 1916. – 9 (22) марта (№ 55). – С. 3.
  • Почему стал ветх плавучий храм // Астраханский листок. – 1916. – 10 (23) марта (№ 56). – С. 3.
  • Итоги продажи плавучей церкви // Астраханский листок. – 1916. – 1 (14) апр. (№ 74). – С. 3.
  • Горохов П. К продаже плавучей церкви / протоиерей Петр Горохов, протоиерей Дмитрий Фаворский, священник Алексей Луцкий // Астраханский вестник. – 1916. – 1 марта (№ 47). – С. 3; 2 марта (№ 48). – С. 3.
  • Кулагин Ю. История одного парохода … // Астраханские известия. – 1993. – 28 янв. – С. 5.
  • Пароход-церковь // Цыбин В.М. Пароход на Волге. – Саратов, 1996. – С. 301 – 310.
  • Очерки истории Астраханской епархии за 400 лет её существования: в 2 т. – Ростов н/Д., 2002. – Т. 2: Очерки истории Астраханской епархии с 1902 по 2002 гг. – 578 с.: ил. [См. с. 53-56]
  • Тимошечкин Г. Плавучий храм, каким он был // Волга. – 2002. – 25 окт. (№ 159). – С. 14.
  • Первая плавучая церковь // Иванов С. Плавучие храмы России / Сергей Иванов, Василий Супрун. – Волгоград: ВГИПК РО, 2006. – С. 64-73.
  • Севостьянова Л.С. Из истории плавучего храма «Святитель Николай Чудотворец» (1910-1915-е годы) / Л. С. Севостьянова; Т. В. Чемоданова // Астраханские краеведческие чтения: сб. статей. – Астрахань, 2013. – Вып. VI. – С. 250-253.
  • Нагайкина С.И. Из истории Астраханской фотографии. Иеромонах Татион: [описание плавучей церкви во имя святителя Николая Чудотворца] // Астраханские краеведческие чтения: сб. статей. – Астрахань, 2014. – Вып. VI. – С. 420-425.
  • Филарет (Никольский). Докладная записка епископа Филарета (Никольского) Священному Синоду с просьбой о пересмотре дела о его увольнении с астраханской кафедры: К журналу совещания епископов № 30 от 8 (21 июля) 1918 г. //Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. – М., 2015. – Т. 4. Документы Совещания епископов и Судной комиссии Собора. – С. 372-412. [о плавучей церкви, с. 403-405]
  • Мажайская И. Проданная астраханская церковь или русская судьба английского парохода [Электронный ресурс] // Астраханский листок [сайт]. – Астрахань, 2019. – URL: https://astralist.info/archives/4843 (07.08.2019).
  • Качкина Т. «Криуши» – «Пират» – «Святитель Николай Чудотворец». Судьба симбирского корабля с золотыми куполами [Электронный ресурс] // Улпресса [сайт]. – Ульяновск, 2003-2019. – URL: https://ulpressa.ru/2019/01/17/криуши-пират-святитель-нико/ (07.08.2019).
  • Храм на воде. Церковь-пароход «Святитель Николай Чудотворец»: [фотографии модели парохода-церкви] [Электронный ресурс] // Modelik.ru [сайт]. – Калиниград, 2008-2018. – URL: http://modelik.ru/index.php/kunena/flot/2874-khram-na-vode-tserkov-parokhod-svyatitel-nikolaj-chudotvorets-m-1-100 (17.08.2019)

Примечания

  1. Кулагин Ю. История одного парохода … // Астраханские известия. 1993. 28 янв. С. 5.
  2. Цыбин В.М. Пароход на Волге. Саратов, 1996. С. 309; Иванов С. Плавучие храмы России. Волгоград, 2006. С. 72
  3. Цыбин В.М. Пароход на Волге. Саратов, 1996. С. 308

Фотографии