Храм Вознесения Господня единоверческий (Астрахань, Кировский р-н)

Материал из справочника «Храмы Астраханской епархии»
Версия от 18:02, 31 января 2023; Aonb (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Храм Вознесения Господня единоверческий (Астрахань, Кировский р-н)

Храм Вознесения Господня город Астрахань, Кировский район, Астраханская область.

Сведения о храме

В 1895 году в Городскую Думу и к епископу Астраханскому Митрофану (Невскому) обратились единоверцы [1] с просьбой поддержать идею строительства единоверческого храма в Астрахани. Епископ Митрофан благословил их благое намерение, а Городская Дума выделила для строительства участок земли в центре города, на Кремлёвском спуске, севернее кремля. Проект храма разработал архитектор С.И. Карягин.

11 мая 1895 года в день праздника Вознесения Господня состоялся крестный ход к предполагаемому месту строительства. Там был отслужен молебен на основание храма по старопечатному тексту, который пели древним Знаменским распевом по крюковым нотам. 1 октября 1895 года епископом Архангельским Никанором (Каменским) была совершена закладка единоверческого храма. По окончании торжественного чина владыкою была произнесена проповедь, в завершении которой он сказал, что «ему, пришельцу с далёкого севера, особенно радостно было совершить в родственной ему Астрахани закладку храма Божия». Строительство храма шло очень быстро. Многие астраханские купцы, бывшие старообрядцы, принявшие единоверие, жертвовали огромные средства на его строительство. Главными жертвователями стали купцы: Павел Герасимович Склянин, Яков Иванович Аверьянов и Алексей Михайлович Милютин. Иван Васильевич Беззубиков за дары в пользу храма получил свою первую золотую медаль с надписью «За усердие» для ношения на шее на Аннинской ленте. Храм строился в близком по духу единоверцам древнерусском стиле XVII века. К 1897 году все строительные работы были закончены.

Освящён был храм Астраханским епископом Сергием (Серафимовым) в честь Вознесения Господня. Чин освящения совершался по старопечатным книгам. В богослужении участвовал и специально приехавший из С.-Петербурга синодальный миссионер протоиерей Ксенофонт Крючков. Особое впечатление на всех присутствовавших произвело хождение епископа Сергия во время освящения храма со святыми мощами вокруг церкви – посолонь, как принято у старообрядцев, а также помазывание им стен храма большими восьмиконечными крестами. Во время литургии хор архиерейских певчих исполнял почти все песнопения древним знаменным распевом. После окончания службы владыка произнёс проповедь о православии, единоверии и расколе, стараясь донести до астраханцев всю значимость совершающегося на их глазах события, свидетельствующего об объединении двух некогда распавшихся частей Церкви. Храм построен был в древнерусском стиле, пятиглавый, с богато декорированным каменным фасадом. Он был поход на Сретенский храм Иоанно-Предтеченского монастыря, освящённый в 1899 году. Вероятно, оба храма строились по одному проекту. Только в отличие от монастырского, Вознесенский Единоверческий храм имел несколько дополнительных деталей. Во-первых, это двухъярусная каменная колокольня, которая была не надстроена над храмом, что было в обычае в то время, а пристроена к нему с запада, что было традиционно для русских храмов XVII века. Колокольня была соединена с храмом небольшой крытой галереей. Построена она была с ним в одном стиле, со многими резными декоративными украшениями, и венчалась невысоким шатровым завершением с маковкой-луковкой наверху. Высота колокольни была чуть ниже боковых храмовых барабанов. Второй отличительной от монастырского храма деталью были две башенки - сени над боковыми входами.

После событий 1923 года, когда обновленцы захватили большую часть приходов Православной Церкви, Вознесенский Единоверческий храм стал окормлять не только своих прихожан, но и прихожан, захваченных обновленцами приходов. Сюда перешли священнослужители и прихожане Успенского собора. Ключарь собора протоиерей Дмитрий Стефановский служил здесь для своих прихожан литургии и читал акафисты. При храме обосновалась и община монахинь закрытого Благовещенского монастыря во главе с игуменьей Платонидой (Пасмурновой). Монахини в основном пели на клиросе. Вознесенский храм перестал быть только единоверческим, и теперь здесь службы совершались попеременно: то по старому обряду, то по новому, но это нисколько не разобщило единоверцев и православных, сплотившихся перед натиском обновленчества в одну монолитную общину. В 1930 году местные власти отобрали храм и тут же его снесли. Сегодня это место занимает транспортный треугольник Октябрьской площади.

Литература

  • ГА АО. Ф. 599. Оп. 1. Д. 156. Л. 125-136об. [Ведомость о церкви за 1907 год]
  • ГА АО. Ф. 729. Оп. 1. Д. 92. Л. 57-67об. [Ведомость о церкви за 1904 год]
  • ГА АО. Ф. 729. Оп. 2. Д. 23. Л. 74-82. [Ведомость о церкви за 1900 год]
  • Вознесенская Единоверческая церковь // Астрахань. Храмы и монастыри / Авт.-сост. И. Марьян. – Астрахань, 2002. – С. 189-192.
  • Епархиальная хроника. Молебствие по случаю начала работ по сооружению единоверческого храма в г. Астрахани: [наискось кремлевских Никольских ворот] // Астраханские епархиальные ведомости. – 1895. – № 11. – Отд. неофиц. – С. 328-330. – Перепеч.: газ. «Астр. Спр. Лист.» за 1895 г. № 102; газ. «Астр. Вестн.» № 1768.
  • Рубцова С.С. Градостроительная эволюция Астрахани. – Ульяновск: [б. и.], 2017. – Кн. 1: Строительная история. – 448 с. [см. С. 303]
  • Кирокосьян М. А. Дела минувшие. Записки о старой Астрахани. – [Астрахань] : WWW.DARIKNIGI.RU, 2021. – 359 с. [См. с. 258.]

Примечания

  1. Особая группа старообрядцев, которая осознала ущербность раскола и вернулась в лоно синодальной Церкви, сохранив старые, дониконовские обряды

Фотографии