Храм святых апостолов Петра и Павла (Астрахань, Ленинский р-н)

Материал из справочника «Храмы Астраханской епархии»
Перейти к: навигация, поиск
Храм святых апостолов Петра и Павла (Астрахань, Ленинский р-н)

Храм святых апостолов Петра и Павлагород Астрахань, Ленинский район, Астраханская область.

Сведения о храме

Этот храм является памятником, построенным в воспоминание о древней Воскресенско-Болдинской пустыни, существовашей на Болдинском острове в 1708-1882 гг.

После закрытия в 1822 году Воскресенско-Болдинского монастыря территория, некогда занимаемая им, пришла в запустение. О прежде бывшей здесь обители какое-то время напоминал деревянный сруб с крестом, поставленный на месте разобранного алтаря храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Долгое время сохранялся монастырский виноградный сад. К началу XX века только небольшой участок земли, где находились монастырские строения и располагалось монастырское кладбище, был огорожен забором и не использовался местными рыбопромышленниками в память об их погребённых здесь предках.

В это время некоторые астраханские деятели стали высказывать идею об увековечении памяти древнего Воскресенско-Болдинского монастыря каким-либо монументом. Например, предлагалось построить на стрелке Волги и Большой Болды маяк, увенчанный крестом. Но дальше разговоров дело не пошло. Назначенный в 1905 году новый настоятель Покрово-Болдинского монастыря архимандрит Митрофан (Землянский) повёл дело другим образом. Мысль об увековечении памяти Воскресенско-Болдинского монастыря тоже не давала ему покоя. Помогли ему в этом содержатели рыбных промыслов на Болдинском острове, где некогда располагались сенные покосы Воскресенской пустыни и который продолжал оставаться в собственности Покрово-Болдинского монастыря. В октябре 1905 года рыбопромышленники предложили устроить на острове молитвенный дом с книгохранилищем, чтобы промысловые рабочие могли в молитве и душеполезном чтении свято и мирно проводить праздники. Архимандрит Митрофан поддержал это предложение, а астраханский епископ Георгий (Орлов) нашёл весьма желательным осуществление этого намерения. В строительстве молитвенного дома, кроме настоятеля Покрово-Болдинского монастыря с его братией, принимали самое деятельное участие рыбопромышленники: И. Рукавишников, Солдатов, Матвеев, Жилин и другие. 3 сентября 1906 года архимандритом Митрофаном был заложен молитвенный дом, который предполагалось освятить в честь святых апостолов Петра и Павла, из которых первый был рыбаком, а второй «ловцом человеков», почему они и почитались местными жителями, в большинстве своём рыбаками, как свои покровители.

В ходе строительства уже фактически выстроенный молитвенный дом решено было обратить в храм. Освящение его было приурочено к 200-летней годовщине основания Воскресенско-Болдинского монастыря. Храм был построен каменный, небольшой, в древнерусском стиле, с двухъярусной колокольней в одной связи. Внутри он был благолепно украшен благодаря старанию архимандрита Митрофана и жертвователей. 20 января 1908 года в торжественной обстановке новосооружённый храм был освящён епископом Георгием в сослужении архимандрита Митрофана и братии монастыря. К юбилейной дате возле храма были открыты: народное училище для воспитания и обучения детей поселян на строго религиозной и патриотической почве и библиотека для выдачи на дом книг жителям рыбных промыслов. Малые колокола для храма были подарены Ф.Н. Лебедевым, а 26 октября 1914 года был освящён и поднят на колокольню большой колокол весом в 180 пудов 36 футов.

В память древней Воскресенской обители была написана запрестольная икона «Уверение Фомы» – точная копия с древнего монастырского образа. Из Покрово-Болдинского монастыря в новопостроенный храм была передана часть икон бывшей Воскресенской пустыни и часть церковной утвари. Особенно замечательна была икона, называемая «Чудесный лов рыбы» (изображавшая Евангельский сюжет), где, между прочим, были изображены рыбы, обитающие в астраханских водоёмах. Передан был в Петропавловский храм и крест-мощевик со вложенными в него частицами мощей святых: Иоанна Предтечи, святителя Иоанна Златоуста, Никифора Цареградского, Василия Амасийского, мучеников Ореста и Андрея Стратилата, благоверного князя Константина Муромского, преподобного Григория Иконописца и преподобного Евфимия. Этот крест был пожертвован некогда в Воскресенскую пустынь «ядным рыбником» Иваном Матвеевичем Деревенским.

После закрытия в конце 1919 года Покрово-Болдинского монастыря Петропавловский храм продолжал действовать, но не как монастырское подворье, а как приходской храм. Жители болдинских пристаней организовали церковно-приходскую общину, которая приняла в своё ведение церковное имущество не только Петропавловского храма, но и храмов упразднённого Покрово-Болдинского монастыря. В 1923 году Петропавловский храм перешёл в ведение обновленцев, но они пользовались им только до начала 30-х годов, когда храм снова вернулся к православным. В конце 30-х годов, по свидетельству очевидцев, храм был закрыт. Уничтожено было всё внутреннее убранство церкви.

Из воспоминаний астраханского художника Н.К. Рудикова: "Вы знаете, что мы прожили очень непростое время богоборства и воинственного атеизма. Борьба порой велась совершенно дикими способами. Только один факт из своей жизни. Я в первом классе начальной школы, которая примыкает к церкви. Нас первоклашек собрали и повели на церковный двор. На дворе уже находилась огромная куча икон и церковной утвари, которую и подожгли на наших глазах. Наш директор школы женщина, я не стану называть ее фамилии, организовала этот рукотворный пожар.В силу своего юного возраста мы не понимали ни трагедии, ни кощунства этого действа. Из множества горящих икон мне удалось незаметно взять маленькую металлическую иконку-складень и принести к себе домой"[1]

28 апреля 1945 года благодаря стараниям Астраханского архиепископа Филиппа (Ставицкого) храм был возвращён Православной Церкви. Внутри него был установлен временный одноярусный иконостас, без всяких украшений. В 50-х годах для храма была изготовлена изумительной работы деревянная резная гробница под плащаницу и такой же резьбой сень над нею. Этим же мастером были вырезаны и деревянные киоты для икон Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, и Преподобного Серафима Саровского. В 90-х годах благодаря старанию настоятеля протоиерея Владимира Кренчина для храма был изготовлен хорошей работы резной, позолоченный, трёхъярусный иконостас с иконами академического письма. Обновился и внешний вид храма.[2]

Литература

  • ГА АО. Ф. Р-1336. Оп. 1. Д. 57. Л. 6.
  • ГА АО. Ф. Р-1632. Оп. 1. Д. 780. Л. 10об.
  • Молитвенный дом с книгохранилищем как дань священной памяти упразднённой Воскресенской пустыни от Покровского монастыря Астраханской епархии / Летописец // Астраханские епархиальные ведомости. – 1906. – № 18. Отд. неофиц. – С. 889-891.
  • Епархиальные известия. Преподано Архипастырское благословение Его Преосвященством, Преосвященнейшим Георгием, епископом Астраханским и енотаевским крестьянину Ивану Денисову и купеческой вдове Ольге Вахромеевой за пожертвование на сооружение Петро-Павловского храма Покровского монастыря на Болдинском острове // Астраханские епархиальные ведомости. – 1908. – № 6. Отдел офиц. – С. 44.
  • Саввинский В. Торжество освящения и поднятия колокола в Петропавловской церкви посёлка на Болдинском острове / Диакон В. Саввинский // Астраханские епархиальные ведомости. – 1914. – № 31. Отд. неофиц. – С. 728-730.
  • Багаева Л. Г. Культура православной России. – Астрахань: Новая линия, 2001. – 196 с. [см. С. 74.]
  • Петропавловская церковь на поселке Свободном // Астрахань. Храмы и монастыри / Авт.-сост. И. Марьян. – Астрахань, 2002. – С. 241-247.
  • Калашникова А. Храм первоверховных святых апостолов Петра и Павла // Свет православия. – 2005. – № 7. – С. 4.

Ссылки

Примечания

  1. Неопубликованное интервью Рудикова Н.К. с корреспондентом Владимиром Соколовым, сентябрь 1998 г.
  2. Справка написана по материалам книги: Астрахань. Храмы и монастыри / Авт.-сост. Иосиф (Марьян). – Астрахань, 2002. – С. 241-248.

Фотографии